Советы психолога

Памятка "Здоровый образ жизни".

03.02.2021
Первый рецепт здоровья Правильный отдых – это прогулки, занятия спортом, творческая деятельность, посещение культурно-массовых мероприятий, походы, путешествия и т. д.
развернуть

Второй рецепт здоровья – двигательная активность. Двигательная активность благотворно влияет на становление и развитие всех функций центральной нервной системы: силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов.

Систематические тренировки делают мышцы сильнее, а организм – более приспособленным к условиям внешней среды. Под влиянием мышечных нагрузок совершенствуется система кровообращения, увеличивается частота дыхания, углубляется вдох, усиливается выдох, улучшается вентиляционная способность легких. Люди, регулярно занимающиеся физической культурой и спортом, имеют преимущества перед малоподвижными членами нашего общества: они лучше выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу и усталости, лучше спят, у них меньше проблем со здоровьем.

Третий рецепт здоровья – умение правильно одеваться.

Правильно одеваться, значит одеваться с учетом температурного режима, в котором вы будете находиться. В теплом помещении нужно быть легко одетым, иначе вы будете чувствовать себя некомфортно. Перегрев может привести к повышению давления и головным болям. Частые перегревы становятся причиной нарушения терморегуляции организма. Зимой, напротив, стоит утеплиться. Помните, что если человек мерзнет, то ослабевает его иммунитет, и это приводит к простудным заболеваниям.

Четвертый рецепт здоровья – рациональное питание. Рациональное питание следует рассматривать как фактор продления активного периода жизнедеятельности.

Принципы рационального питания таковы:

Энергетическая ценность продуктов должна соответствовать энергетическим затратам организма.

Химический состав пищи должен удовлетворять физиологическим потребностям организма.

Пища должна быть максимально разнообразной. Некоторые считают, что витамины содержатся только во фруктах, соках, овощах, но это заблуждение. Каждый продукт: мясо, рыба, хлеб, крупы, орехи, молочные изделия и др. —  богаты витаминами и микроэлементами, необходимыми для нормального функционирования организма.

Нужно соблюдать режим питания. Режим – это регулярность чередования приемов пищи. Правильнее кушать понемногу, но 5–6 раз в сутки.

Необходимо полностью отказаться от употребления спиртных напитков.

Соблюдение рекомендаций по рациональному питанию повысит устойчивость организма к различным вредным воздействиям окружающей среды и снизит вероятность приобретения неинфекционных хронических заболеваний.

Используя данные рекомендации, на 90% можно будет избежать неблагоприятного воздействия пищи на здоровье и обрести стройную фигуру.

Пятый рецепт здоровья – закаливание. Закаливание – это система процедур, которые повышают сопротивляемость организма неблагоприятным воздействиям внешней среды, способствуют выработке условно рефлекторных реакций терморегуляции с целью ее совершенствования. Закаливание – это своего рода тренировка защитных сил организма, их подготовка к своевременной мобилизации. Основным средством закаливания является вода.  С ее помощью можно совершать обтирания, обливание, купание, принимать контрастный душ. Хождение в теплое время босиком по траве – это тоже вид закаливания. В сочетании с физическими упражнениями эффективность закаливающих процедур повышается.

Шестой рецепт здоровья – полноценный сон. Полноценный сон  не только необходимое условие здорового существования, но и показатель здоровья. "Идеальным" сном следует считать такой, при котором процесс засыпания протекает быстро, а его продолжительность и глубина достаточны для обеспечения хорошего самочувствия и бодрости после пробуждения.

Однако ученые бьют тревогу – с каждым годом число людей, которые по ночам не могут уснуть, растет! Поэтому я хочу дать вам несколько советов для того, чтобы вы быстро засыпали и хорошо отдохнули за ночь.

Придя домой после напряженного дня, съешьте легкий ужин. Всем известно, что плотный ужин помешает сну, и вы проворочаетесь всю ночь. После ужина должно пройти не менее 3-х ч, прежде чем вы ляжете спать.

Ни в коем случае не пейте тонизирующие напитки (чай, кофе, апельсиновый сок), поскольку они действуют возбуждающе на нервную систему.

После ужина займитесь любимым делом, хотя бы полчаса. Посмотрите телевизор, почитайте книгу, послушайте музыку и просто расслабьтесь.

Ложиться желательно не позднее 22 ч.

свернуть

Способы предупреждения конфликтов

14.01.2021

Советы. Выбор профессии

14.01.2021

Осторожно, кибербуллинг!

19.10.2020
Подумай, прежде чем что-либо размещать в Интернете: фотографии, видео и др. материалы могут стать общедоступными и быть использованы против вас. Хочешь ли ты, чтобы твое фото, видео о тебе увидели через 10 лет? Помни о своей репутации.
развернуть
  • Остерегайся сообщать привлекательную для мошенников информацию о своей семье: данные о родителях и близких, сведения о финансах, материальных ценностях, паролях, номерах банковских счетов и т.п.
  • Если ты не будешь делать что-то в реальной жизни, не стоит это делать в онлайне. Когда ты грубишь, сплетничаешь, угрожаешь в Интернете, ты провоцируешь других на такое же поведение. Попробуй оставаться вежливым или просто промолчать. Тебе станет приятнее. Негативные эмоции проговори с близкими тебе людьми или другим безопасным способом, кроме интернета.
  • Помни о том, что не все говорят о себе правду в интернете. Критически относись к информации, распознавай попытки злоупотребления неопытностью и доверчивостью, попытки вовлечения в сомнительную деятельность.
  • Веб- камеру включай только при общении с теми, кого ты хорошо знаешь: нечестные люди могут использовать увиденное в своих целях.
  • Ограничь доступ к своему компьютеру и другим средствами интернет- связи: от твоего имени смогут действовать недоброжелатели.
  • Сообщи родителям о любых угрозах или тревогах, связанных с интернетом.
  • Сохраняй подтверждение ситуаций нападений, травли, агрессивных воздействий в твой адрес.
  • Блокируй агрессоров.
  • Никогда не встречайся лично и в одиночку с незнакомцами из сети.
свернуть

Что делать, если тебя никто не хочет слушать?

12.10.2020
Узнай лучше самого себя. Найди в себе интересные качества — это поможет привлечь к себе сверстников и сохранить объективное суждение о других людях.
развернуть
  • Развивай в себе чувствительность и внимание к внутреннему миру другого человека. Старайся при разговоре задавать вопросы, которые интересовали бы твоего собеседника.
  • Помни, каждый достоин уважения, так как он — человек.Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
  • Проявляй чаще интерес к другому человеку.Научись находить в нем  хорошее.
  • Не замечай мелкие недостатки товарища.Ты же тоже их не лишен.
  • Развивай умение понимать юмор. Старайся отшучиваться, если кто-то иронизирует по поводу твоей внешности или успеваемости.
  • Умей выслушать товарища, учись вести диалог, а не говорить монологи.
  • Учись мыслить творчески, занимайся чем-нибудь интересным — это притягивает.
  • Если ты теряешь друга, подумай, может быть, вы оба изменились, выросли, поэтому и расстаетесь.Всегда можно найти новых друзей. Только настоящие друзья останутся с тобой на всю жизнь.

 

Как бороться с депрессией и одиночеством?

  • Если ты одинок - подумай, что можно сделать, чтобы это исправить.
  • Найди среди своих знакомых, друзей, близких и приятелей хороших людей. Подумай о  твоих отношениях с ними.
  • Не пугайся, когда остаешься один на один с собой— это необходимо, чтобы повзрослеть.
  • Подумай, есть ли такие люди в твоем окружении, с которыми ты не общаешься. Почему?
  • Каждый человек иногда испытывает чудовищное одиночество. Тебе кажется, что ты один такой на целом свете, но это не так. Рядом обязательно кто-то есть, только его надо заметить.
  • Помни, что человек, который испытывает чувство одиночества, забывает о том, что его окружают люди. Сделай что-либо приятное для родителей, друзей, сестры или брата. Это поможет сблизиться с ними, наладить контакт. Помогай, и помогут тебе!
  • И, наконец, ты действительно одинок или тебе это только кажется?

Как научиться не ссориться с родителями?

  • Проявляй участие к своим родителям. Они устают на работе, дома. Порадуй их чем-нибудь. Это помогает наладить контакт.
  • Постарайся объясняться с родителями человеческим языком, это даст лучший результат, нежели крики и хлопанье дверьми.
  • Помечтай, поразмысли,как ты реализуешь свои мечты.
  • Попроси родителей рассказать о своей юности, о конфликтах с родителями. Это приведет к более глубокому пониманию между вами.
  • Помни, что иногда у родителей бывает просто плохое настроение. Постарайся не устраивать в это время дома шумных вечеринок.
  • Разговаривай со своими родителями, сообщай им новости твоей жизни.
  • Если родители ведут себя с тобой, как с маленьким ребенком, напомни вежливо им, что ты уже повзрослел и хотел бы вместе с ними решать проблемы, связанные с твоей жизнью.
  • Дай понять родителям, что ты нуждаешься в их совете и помощи. Это поможет установить дома благоприятную обстановку.
  • Старайся не обманывать родителей.Тайное все равно становится явным.
  • Помни, что родители тоже могут совершать ошибки. Будь снисходителен.
  • Родительский запрет чаще всего оказывается правильным решением. Задумайся, что бы произошло, если бы тебе было позволено все!
  • Если произошла ссора и ты чувствуешь себя виноватым,найди в себе силы подойти первым. Уважение ты не потеряешь, поверь.
  • Установи с родителями границы личной территории, но не раздражаясь, не требуя. Просто попроси их об этом.
  • Работа по дому служит отличной подготовкой к самостоятельной жизни. Отнесись к ней с пониманием.
  • Возвращение домой к определенному времени— это способ оградить тебя от неприятностей, то есть мера безопасности. Побереги их для себя.
  • О наказаниях.Родители могут прекратить поощрения, отлучить тебя от друзей. И все это может произойти, как ты считаешь, из-за пустяка. Родителей же этот "пустяк" может вывести из себя. Подумай, может быть, родители видят опасность, которую ты либо не осознаешь, либо приуменьшаешь.
  • Требуй, чтобы родители объясняли мотивы своего поведения по отношению к тебе и твоим друзьям.Может быть, тебе станет понятно, почему они поступают так или иначе.
  • Если ты зол на кого-либо из друзей, учителей, раздражен на грязь, слякоть, а также на "двойку", поставленную "ни за что", не срывай зло на родителях. Это не благоразумно и приводит к печальным последствиям.

 Как Интернет влияет на моё настроение?

Постоянно просматриваете новости в социальных сетях? Думаете, что друзья живут интереснее вас? Получаете искреннее удовольствие от кучи лайков? Мы изучили исследования, связанные с соцсетями и эмоциональным здоровьем, и рассказываем, как соцсети влияют на нас каждый день.

  • Потребность в лайкахобусловлена тем, что многие из нас не уверены в собственной состоятельности. Лайки — наиболее простой способ получить социальную поддержку от друзей и знакомых. 
  • Интернет влияет на развитие депресси. Ее симптомы немного чаще проявлялись у тех, кто пользовался соцсетями больше двух часов в день, чем у тех, кто заходил на полчаса. 
  • Людям, которые часто пользуются соцсетями, свойственно иметь низкую самооценкуи думать, что они хуже своих интернет-друзей. 
  • Помните, что ваше отношение к чужой жизни в соцсетях зависит от того, насколько хорошо вы знаете людей: чем меньше онлайн-друзей знаете лично, тем более склонны думать, что их жизнь не такая красочная и разнообразная, как у них.
  • Люди, которые специально выстраивают в социальных сетях положительный образ(выкладывают фотографии счастливых моментов и не пишут о негативе), чувствуют себя благополучными
  • В соцсети можно почувствовать социальную поддержку. Это когда вам дают советы, сочувствуют, делают комплименты, учат чему-то новому, когда вас хвалят, приглашают в маленькие сообщества и когда соглашаются с вашими мыслями. 

Как поднять себе настроение?                                  

  1. Чтобы у вас всегда было хорошее настроение, научитесь себя контролировать.Не обижайтесь по пустякам, постарайтесь не ссориться с близкими вам людьми, прощайте их.
  2. Попробуйте смотреть на мир с юмором. Даже если вас оскорбили или вы попали в непростую ситуацию, всё равно улыбнитесь и скажите себе: «И это тоже пройдёт!».
  3. Не сидите дома, обижаясь на весь мир!Можете не сомневаться: на улице, в компании друзей и знакомых настроение плохим не бывает. Доказано!
  4. Внесите в свою жизнь элементы новизны.Психологи рекомендуют время от времени изменять устойчивые привычки — например, завести новое хобби или сменить стиль одежды.
  5. Научитесь расслабляться.Когда выполняете какую-нибудь нудную работу, думайте о чём-нибудь приятном.
  6. Займитесь плаванием.Вода помогает телу отдохнуть и расслабиться, повышая тонус и настроение.
  7. Остановитесь, оглянитесь...Иногда люди оказываются в западне просто потому, что не находят времени задуматься, в нужном ли направлении они двигаются.  
  8. Относитесь к жизни проще.В жизни всегда есть место подвигу, однако нужен он далеко не всегда. Старайтесь сосредоточиться на том, что вы делаете в данную минуту.
  9. Сохраняйте чувство перспективы.Жизнь есть движение, и то, что сегодня представляется трагедией, возможно, завтра вызовет улыбку.
  10. Забудьте о неприятностях.Если вам хочется полежать в постели и пожалеть себя, лучше не идти на поводу у этого желания.

Что делать, чтобы было не скучно жить?

Разумеется, искать себе хобби только для того, чтобы не чувствовать себя хуже других, было бы глупо. В первую очередь это занятие для души. Оно помогает отвлечься от ежедневной рутины и дает свободу для творчества, которую всячески пресекают в школе. Интересные увлечения приносят в жизнь разнообразие. Многим подросткам кажется, что их жизнь уныла и в ней ничего не происходит – так и будет, если жить от школы до дома и обратно.

  1. Присмотритесь к себе. Когда человек совершенно не знает, где найти хобби – это самый банальный совет, но его часто упускают из виду. Если у вас нет давнего желания заняться чем-то определенным, то подумайте, что приносит вам удовольствие.
  2. Оглянитесь назад. Вспомните свои занятия в детстве. Если не помните – спросите у родных, что вам больше нравилось делать: рисовать, лепить из пластилина, играть с конструктором? 
  3. Посмотрите вокруг.В мире сотни разнообразных занятий, которые стали чьими-то хобби. Изучите их – вдруг одно из них станет и вашим? Нужно посмотреть вокруг, чтобы найти себе хобби.
  4. Пробуйте новое. Вы наверняка хотите не просто выбрать себе увлечение на пару недель, а узнать, как выбрать хобби по душе. Недостаточно только прочитать о том или ином увлечении, чтобы почувствовать, что оно вам подходит. Теория не заменит практики.
  5. Необычные хобби.Если вам скучно заниматься чем-то обыденным, то стоит обратить внимание на необычные увлечения, которые не распространены в нашей стране:
  • подкасты. Вы можете записывать подкасты на самые разные темы, самостоятельно или с друзьями, на любом языке;
  • канал на YouTube не назовешь диковинкой – сейчас даже многие дети снимают видео про еду или видеоигры;
  • если у вас есть желание творить, то вам точно есть где разгуляться, ведь интернет пестрит самыми разнообразными идеями для самовыражения: от квиллинга и скрапбукинга до скульптур из мусора;
  • волонтерство. К сожалению, не самое популярное хобби среди подростков. Если у вас доброе сердце, то смело пробуйте себя там, где всегда нужны еще одни руки: в домах престарелых и детских домах, приютах для животных или центрах по озеленению города. Пусть ваше хобби приносит радость не только вам.

Как не чувствовать себя одиноким в толпе?

Ты можешь испытывать психическое или физическое напряжение. Тебя могут одолевать новые ощущения. Ты взволнован, ты испытываешь чувство беспокойства. Очень может быть, что рядом бродит стресс!

  • Признаки стресса узнаваемы: потливость, бессонница, ощущение подавленности, повышенное кровяное давление и т. д. Наблюдай за собой.
  • Борьба со стрессом заключается в том, чтобы не копить дурные эмоции. Если ты зол, не раскручивай свою злобу. И не выплескивай ее на окружающих, так как рискуешь остаться один.
  • Если случается что-то действительно из ряда вон выходящее, и ты должен принять решение, но эта мысль приводит тебя в ужас, вспомни старинную русскую пословицу: "Утро вечера мудренее!". Это означает — с проблемой нужно ночь переспать. Поэтому необходимо лечь спать или заняться чем-либо отвлеченным. Отдохни от беспокойства и увидишь новые перспективы.
  • После отдыха приступай к решению проблемы.Не канючь, занимайся делом!
  • Выдели в своей жизни моменты, которые никак не сможешь изменить, и перестань беспокоиться по их поводу. Не наказывай себя за уже сделанные ошибки беспокойством и тоской. Сделай так, чтобы это не повторялось.
  • Твоя жизнь не будет такой мрачной, если ты поймешь, что имеешь очень много:ты не голодаешь, у тебя есть дом, любящие тебя люди — семья, ты не глуп, даже если тебе это кажется. Всегда можно найти что-то хорошее.
  • Тебе плохо, попробуй поговорить с родителями. Если это не удалось, то найди того человека, которому доверяешь, и поговори с ним.
  • Помогают избавиться от стресса занятия спортом и любимым делом. Физические упражнения улучшают мышечный тонус, а вместе с ним настроение становится лучше.
  • Помогает поднять, настроение поход в магазин.Купи себе несколько мелочей. Это всегда приятно.
  • И последнее: время обязательно залечит раны! Не углубляйся в депрессию — ищи решение!
свернуть

Как победить плохое настроение

08.10.2020
Считается, что лучший способ справиться с плохим настроением - выговориться. Впрочем, не всегда может найтись слушатель. Современная фармакология предлагает большее количество транквилизаторов - успокоительных лекарств. Но многие не знают, что ученые открыли несколько эффективных средств, помогающих улучшить настроение, не прибегая к лекарствам.  Итак, не спешите в аптеку. Прислушайтесь к советам психологов и врачей.
развернуть

Думайте о хорошем.

Люди часто находятся в подавленном состоянии из-за того, что образ их мыслей носит негативный характер. Важно распознать и научиться изменять угнетенный образ мыслей. Не приводите сами себя в угнетенное состояние. «Думайте о хорошем, и Вы, вероятно, станете чувствовать себя счастливыми. Постарайтесь заинтересоваться кем-то. Вы не только порадуете этого человека, но и избавитесь от подавленного настроения»,- говорят психологи

 Физические упражнения

Из всех способов, помогающих самостоятельно изменить настроение, наиболее эффективным считается аэробика. Исследователи обнаружили, что благотворны биохимические и другие изменения, которые происходят благодаря физическим упражнениям. Наиболее полезны бег, езда на велосипеде, быстрая ходьба, плавание - все то, что стимулирует работу сердца, кровообращение и обогащение организма кислородом. Всего по 20 минут - 3-5 раз в неделю - и ваше настроение в норме...

Цвет

"Цвет для мозга может быть таким же питательным, как витамины для организма",- считает нью-йоркский психолог Патриция Щерба. Вот несколько ее советов:

  • Чтобы погасить раздражительность и гнев, избегайте красного цвета.
  • Если Вы хотите справиться с депрессией, не носите одежду и не окружайте себя предметами, цвета которых вызывают грустные чувства, - например черный и темно-синий. Выбирайте теплые, яркие и живые цвета.
  • Для того чтобы успокоиться и снять напряжение, смотрите на нейтральные тона, например синие, зеленые.

 

Музыка

Психологи, использующие музыкотерапию, практикуют изменение настроения с помощью музыки. Сначала Вы должны подобрать музыку, соответствующую Вашему состоянию (печаль, раздражение…). Затем Вы постепенно меняете музыку, и Ваше настроение будет меняться вместе с ней, достигая желаемого эффекта.

Питание

Ученые заметили непосредственную связь между едой и настроением. Продукты, содержащие главным образом углеводы, являются своего рода "успокаивающей пищей". Это происходит потому, что углеводы стимулируют выработку серотонина клетками головного мозга. Он - нейропередатчик, отвечающий за состояние покоя и расслабленности. Низкокалорийные продукты, как-то: воздушная кукуруза, сухой кренделек, посыпанный солью, так же эффективны, как и более питательные - жареные пирожки и картофель. Употребление в пищу белков поддерживает живость ума, способствует выработке умственной энергии. Самое высокое содержание белков - в моллюсках, рыбе, мясе курицы, телятине и нежирной говядине. Большое потребление кофеина тоже вызывает изменения в настроении. Существует прямая связь между приемом кофеина в больших дозах и увеличивающейся депрессией, раздражительностью и тревогой у некоторых людей.

Ну, а если вы хотите поддержать хорошее настроение, то рекомендуется употреблять в пищу следующие продукты:

Паприка – чем острее, тем лучше. Ароматические вещества способствуют выделению «гормонов счастья» – эндофринов.

Клубника – очень вкусно и к тому же быстро нейтрализует отрицательные эмоции.

Бананы содержат серотонин – вещество, необходимое нашему мозгу, чтобы тот просигнализировал: «вы счастливы».

 Свет

Психологи и врачи обнаружили, что многие люди подвержены своего рода зимней депрессии, которую называют сезонной эмоциональной болезнью. Причина - недостаток света.         Когда люди, страдающие зимней депрессией, проводят дополнительно два - три часа при ярком искусственном освещении, их настроение улучшается. Но лучший источник бодрости – это, конечно, солнечный свет. Проводите больше времени на воздухе, получите заряд хорошего настроения.

Сон

Сон может улучшить настроение, снять усталость. Но сон со сновидениями оказывает еще больший эффект и является одной из древнейших форм психотерапии. Многие исследователи сейчас полагают, что сны, независимо от того, помнит их человек или нет, играют важную роль регулятора настроения, помогая нам снять чрезмерное напряжение. Во время сна сновидения берут на себя работу по конструктивному решению проблем, если проблемы не очень серьезные, от них можно избавиться за одну ночь, и Вы проснетесь в хорошем настроении.

 

свернуть

Адаптация учащихся 1 классов к обучению в школе

05.10.2020
Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия.
развернуть

Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Известно, что для ребенка шести-семи лет очень трудна эта так называемая статическая нагрузка. Уроки в школе, а также увлечение многих первоклассников телевизионными передачами, иногда занятия музыкой, иностранным языком приводят к тому, что двигательная активность ребенка становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остается большой.

Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять  требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с  высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой  обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих  первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не  сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать  школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности. В то же время именно в  1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того,  чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, их родителям  необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического  состояния детей, возникающего с началом обучения в школе.

 Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то,  что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои  мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Кроме того, ребята не сразу усваивают  новые правила поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе.

 Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.  Первые 2-3 месяца после начала обучения являются самыми сложными, ребенок  привыкает к новому образу жизни, к правилам школы, к новому режиму дня. Ситуация  новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок  переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности  представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. Это состояние можно назвать  состоянием внутренней напряженности, настороженности, тревожностью. Такое  психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным,  безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Ослабленные дети (а их, к сожалению, из года в год становится все больше и больше) являются наиболее подверженными дезадаптации. Некоторые первоклассники становятся очень шумными, гиперактивными, отвлекаются на уроках, капризничают. Другие становятся очень скованными, робкими, стараются держаться незаметно, не слушают, когда к ним обращаются взрослые, при малейшей неудаче, замечании плачут. У части детей может нарушиться сон, аппетит, иногда поднимается температура, обостряются хронические заболевания. может появиться интерес к игрушкам, играм, к книгам для очень маленьких детей.

 Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации так или иначе идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен. По статистике Половина детей в классе адаптируется за первое полугодие, для второй половины требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка, был ли он психологически готов к школьному обучению, так же это зависит от состояния здоровья ребенка и уровня его физиологического развития. Адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам).

Физиологическая адаптация.

Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:

1) Первые 2-3 недели обучения получили название "физиологической бури". В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.

2) Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.

3) После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Многие родители и учителя склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации первоклассников. Тем не менее, по наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу 1-ой четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак переутомления). Неудивительно, что многие первоклассники жалуются на головные боли, усталость и другие недомогания в 1-ой четверти. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения.

Социально-психологическая адаптация.

Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он проходит через особый этап своего развития - кризис 7 (6) лет.

Изменяется социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль "ученик". Можно считать это рождением социального "Я" ребенка.

Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности 1-классника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным.

В период 6-7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. В дошкольном детстве, столкнувшись с неудачами или получив нелестные отзывы о своей внешности, ребенок, конечно, испытывал обиду или досаду, но это не влияло так кардинально на становление его личности в целом. В период же кризиса 7 (6) лет интеллектуальное развитие ребенка, его развившаяся способность к обобщению влекут за собой и обобщение переживаний. Таким образом, цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности. Такое "приобретение" в 6-7 лет самым негативным образом влияет на развитие самооценки ребенка, уровня его притязаний.

Эта особенность психики детей учтена в школьном обучении - первый год учебы является безотметочным, то есть при оценке работы учеников не используются отметки, делается больший акцент на качественный анализ их деятельности. Родители также должны учитывать обобщение переживаний при общении со своим сыном или дочерью: замечать все малейшие достижения ребенка, оценивать не ребенка, а его поступки, беседуя о неудачах, отмечать, что все это временно, поддерживать активность ребенка в преодолении различных трудностей. Для оптимизации адаптационного периода первоклассников им необходимо помочь познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами.

Для родителей первоклассников особенно важно:

  • помочь ребенку вжиться в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник – не школьник). Сформировать "внутреннюю позицию школьника", представляющей собой сплав познавательной потребности и потребности в общении с взрослым на новом уровне. Для этого нужно беседовать с ребенком о том, зачем нужно учиться, что такое школа, какие в школе существуют правила. Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью. Для успешного школьного обучения, ребенок должен быть достаточно уверен в себе, в своих силах, своих возможностях и способностях. Положительное представление о себе как о школьнике, даст ему возможность лучше адаптироваться к изменившимся условиям жизни и твердо встать на позицию школьника, а так же сформирует эмоционально-положительного отношение к школе;
  • построить режим дня школьника. Составить режим школьного дня с обоснованием его последовательности;
  • ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии: правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и выработать вместе с ребенком способы, как все это можно достичь;
  • научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости);
  • развивать у детей способность управлять своими эмоциями, то есть развитие произвольности поведения. Школьник должен уметь сознательно подчинить свое действие правилу, внимательно слушать и точно выполнять задание, предлагаемые в устной форме и по зрительно воспринимаемому образцу. В этом ему могут помочь дидактические игры и игры по правилам. Многие дети только через игру могут прийти к пониманию многих школьных заданий.
  • развивать учебную мотивацию. Учебная мотивация складывается из познавательных и социальных мотивов учения, а также мотивов достижения.
  • развивать навыки общения. Навыки общения позволят адекватно действовать в условиях коллективной учебной деятельности. Усвоение способов учебной деятельности требует от учащихся умения взглянуть на себя и свои действия со стороны, объективно оценить себя и других участников совместной коллективной деятельности. Не стоит удивляться, если через какое-то время родители детей, не имевших разнообразного опыта общения со сверстниками, столкнутся с их нежеланием ходить в школу, а также с жалобами на то, что их все обижают, никто не слушает, учитель не любит и т. п. Необходимо научится адекватно реагировать на такие жалобы. Прежде всего покажите ребенку, что Вы его понимаете, посочувствуйте ему, никого при этом не обвиняя. Когда он успокоится, попробуйте вместе проанализировать причины и последствия сложившейся ситуации, обсудите, как вести себя в будущем в подобном случае. Затем можно перейти к обсуждению того, как можно исправить положение теперь, какие шаги предпринять, чтобы завести друзей и завоевать симпатии одноклассников.

 

Признаки успешной адаптации:

Во-первых, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов. Второй признак - насколько легко ребенок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне медлительность, а так же не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.

Если программа сложная, да еще и предполагает изучение иностранного языка - внимательно следите, не является ли такая нагрузка для ребенка чрезмерной. Лучше вовремя откорректировать это, иначе начнутся проблемы со здоровьем. Может быть, в другом классе, с меньшей нагрузкой, ребенок почувствует себя комфортнее?

Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не давать ему поддаваться унынию ("У меня ничего не получится!") , иначе бороться с апатией вы будете очень долго.

Следующий признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно "помогают" ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их.

Но самым важным, на наш взгляд, признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Нередко родители ругают ребенка за то, что он поздно возвращается из школы, что ему часто звонят друзья "не по делу", что слишком много времени у него уходит на прогулки. Однако хорошо бы помнить о том, что в этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми и принимать помощь в свой адрес. Помогите ему в этом непростом деле! От того, какую нишу займет ваше чадо при распределении социальных ролей, зависит весь период его обучения в школе.

свернуть