Информационная карта программы

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

информационно- образовательного  проекта

 «Школа- территория здоровья»

Название

программы

Школа- территория здоровья

Цели и задачи

программы

Цель программы:

Создание модели  здоровьесберегающей среды в      учреждении образования, в основе которой лежит  комплексный подход к пониманию содержания здоровья.

Задачи программы:

·        Разработка комплекса мероприятий по формированию  здорового образа жизни, охране и укреплению здоровья.

·        Эффективное  и системное  использование здоровьесберегающих технологий

·        Создание оптимального материально-технического и научно-методического обеспечения  

·        Координация деятельности всех специалистов и служб школы, наиболее тесно занимающихся здоровьем учащихся

·        Формирование культуры здорового образа жизни всех участников образовательного процесса

·        Пропаганда здорового образа жизни: популяризация знаний о культуре здоровья, актуализация темы здоровья, здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения, риска потери здоровья, социальных влияний

Наименование

организации-заявителя

Государственное учреждение образования «Средняя школа №3 р.п. Речица»

Юридический

адрес

р.п.Речица, ул.Суворова 19б

Телефон (факс)

66933

Адрес

электронной

почты

rp3@roo-stolin.gov.by

Адрес

школьного сайта

rp3.roo-stolin.gov.by

Разработчики программы

  Временная творческая группа администрации и педагогов УО, медицинских работников Речицкой врачебной амбулатории ,сотрудники районного центра гигиены и эпидемиологии

 Координатор программы

Директор ГУО «Средняя школа №3 р.п. Речица» Козёлко Андрей Михайлович

Участники проекта

Заместители директора, классные руководители, педагоги учреждения, ученический коллектив, родительская общественность, обслуживающий персонал, представители учреждения здравоохранения, социальные партнеры

Этапы реализации проекта

Подготовительный, практический, обобщение и оценка результатов деятельности

Сроки реализации

программы

2018-2021 годы

Новизна программы

Новизна программы определяется:

созданием собственной модели здоровьесберегающей среды в учреждении образования

Практическая

значимость

программы

Практическая значимость программы определяется:

- увеличением доли учащихся активно стремящихся к здоровому образу жизни;

- уменьшением доли учащихся с вредными привычками(от общего количества учащихся);

- отсутствием отрицательной динамики состояния  здоровья основных участников образовательного процесса;

- положительной динамикой мониторинга уровня физической подготовленности учащихся;

- положительной динамикой охвата учащихся спортивно- оздоровительной досуговой деятельностью.

 

 Пояснительная записка

Политика, в которой заложено наше будущее – это здоровье детей, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Согласно статистическим данным, за период обучения детей в школе, состояние здоровья части детей ухудшается. Проблема сохранения здоровья учащихся в настоящее время является не только педагогической, но и обрела социальное значение.

Самое ценное, что есть у человека - это жизнь, а самое ценное в его жизни – здоровье. Сегодня проблема сохранения здоровья детей все более отчетливо осознается представителями системы образования как профессионально значимая. Это объясняется, прежде всего тем, что само понятие «здоровье» трактуется более широко, чем просто отсутствие заболеваний. Под здоровьем сегодня понимается естественное состояние организма, полное физическое, психическое, духовное, моральное и социальное благополучие, уровень физического развития, соответствующий возрасту.

Коллектив нашей школы рассматривает здоровье как цель, содержание и результат педагогического процесса, как условие, фактор и критерий успешности взаимодействия учителей и учащихся в образовательной деятельности. Деятельность педагога к педагогическому процессу направлена как на обучение, так и на обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья.

Модель «Школа-территория здоровья» объединяет и согласовывает работу педагогического коллектива, медико-психологической службы, общественности по формированию культуры здорового образа жизни всех участников образовательного процесса.

Здоровый образ жизни - это отражающая совокупность  индивидуальных разумных способов организации жизнедеятельности, которые удовлетворяют естественные, материальные, духовно- нравственные и социальные потребности человека, реализуют его ценностное отношение к своему здоровью и оздоравливают социокультурные условия жизни человека. То есть,  здоровый образ жизни - это есть индивидуальная стратегия жизнедеятельности человека по достижению состояния благополучия, реализующаяся  на  основе ценностных социокультурных представлений о феномене «здоровье» и с учетом индивидуальных особенностей жизнедеятельности.  Для решения проблемы по существу необходимы не просто профилактические мероприятия (санитарно-гигиенические, медицинские мероприятия по улучшению показателей заболеваемости, физического и нервно-психического развития и т.п.), а создание целостной системы обучения и воспитания в данном учреждении, которая способствовала бы формированию потенциала здоровья и здоровой личности ребенка и вела к оздоровлению всего школьного коллектива.

 II. Цели и задачи программы

Цель программы:

Создание модели  здоровьесберегающей среды в учреждении образования, в основе которого лежит  комплексный подход к пониманию содержания здоровья  

Достижение цели предполагаем через решение следующих задач:

  1. Разработка комплекса мероприятий по формированию здорового образа жизни, охране и укреплению здоровья.
  2. Эффективное и системное  использование здоровьесберегающих технологий.
  3. Создание оптимального материально-технического и научно-методического обеспечения.
  4. Координация деятельности всех специалистов и служб школы, наиболее тесно занимающихся здоровьем учащихся.
  5. Формирование культуры здорового образа жизни всех участников образовательного процесса.
  6. Пропаганда здорового образа жизни: популяризация знаний о культуре здоровья, актуализация темы здоровья, здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения, риска потери здоровья, социальных влияний. 

III. Сроки и этапы реализации программы

Аналитическо- диагностический (2018-2019 годы):

- анализ исходного состояния здоровьеформирующей деятельности школы; 

- постановка и осмысление проблемы.

Экспериментальный  (2019 -2020годы):

- поиск путей решения поставленной проблемы;

- создание условий необходимых для реализации программы;

-организация эффективной здоровьесберегающей деятельности  учреждения образования;

- апробация выбранных здоровьесберегательных образовательных технологий, форм и методов обучения.

Рефлексивно – обобщающий этап (2021 год):

- анализ полученных результатов;

- соотнесение полученных результатов с целями и ожидаемыми результатами программы;

- формирование адекватных и целостных представлений о проблеме и результатах решения;

- определение перспективы развития программы.

IV.Механизм реализации программы 

I.Анализ исходного состояния здоровьеформирующей деятельности школы. 

  1. Создание условий в учреждении образования для здоровьеформирующей деятельности:
    • Организация здоровьесберегающей образовательной среды.

а) организация учебного процесса и режима учебной нагрузки; 

б)деятельность по совершенствованию медицинского обслуживания;

в) организация питания.

  • Ресурсы школы
  1. Анализ состояния здоровья основных участников образовательного процесса:
    • Мониторинг состояния здоровья учащихся (за три года)
  • динамика распределения обучающихся по группам здоровья;
  • мониторинг физического развития учащихся;
  • заболеваемость учащихся;
  • наличие учащихся, имеющих вредные привычки;
  • мониторинг физической подготовленности учащихся.
    • Мониторинг состояния здоровья педагогов (за три года).
  • динамика распределения педагогов по группам здоровья;
  • наличие педагогов, имеющих вредные привычки;
  • доля педагогов , регулярно проходящих диспансерные осмотры;
  • охват педагогов оздоровительными мероприятиями.
  1. Образовательная деятельность школы по формированию культуры  здорового образа жизни.
  2. Внеурочная деятельность школы по формированию культуры здорового образа жизни:
  • физическое воспитание и двигательная активность учащихся;
  • проведение спортивно- массовых мероприятий, фестивалей, акций.
  1. Участие родителей в здоровьеформирующей деятельности школы.
  2. Исходный мониторинг эффективности здоровьесберегающей деятельности школы.

II. Разработка модели здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении, в основе которой комплексный подход к пониманию содержания здоровья:

  1. Создание системы здоровьесбережения в образовательной деятельности.
  2. Создание системы здоровьесбережения в воспитательной деятельности школы:

- организация деятельности школьного центра здоровья по создание образовательной среды, ориентированной на сохранение и укрепление физического, социального,  психологического , нравственного здоровья;

- организация физкультурно-оздоровительной работы  в шестой школьный день;

- организация деятельности волонтерского отряда «Звёздочки-спасатели» с целью пропаганды и популяризации принципов здорового и безопасного образа жизни;

- проектная деятельность учащихся в направлении пропаганды  и популяризации принципов здорового образа жизни;

- межведомственное взаимодействие по формированию культуры здорового образа жизни как основа комплексного подхода к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья.

  1. Создание оптимального материально-технического и научно-                

методического обеспечения.

III. Разработка, подбор и апробация критериев и показателей эффективности комплексного подхода к решению проблем здоровья школьников  и комплекса диагностических методик для определения эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.

IV. Проведение проблемных семинаров, открытых мероприятий с целью распространения и обмена  опыта работы школы  по формированию культуры здорового образа жизни всех участников образовательного процесса.

 V. Концептуальные основы программы «Школа- территория здоровья»

В основе Программы лежат следующие принципы и подходы:

1.Аксиологический подход, предполагающий изменения мировоззренческих установок участников, как в личностной, так и профессиональной сферах, рассматривающих здоровье и стремление быть здоровым как одну из главных ценностей человеческого бытия.

2.Деятельностный подход, позволяющий выстроить необходимую практическую деятельность педагога и ученика через активные формы обучения  и воспитания и активное взаимодействие  и направленную на реализацию  здоровьесберегающего    учебно-воспитательного   процесса.

3.Системный подход, который рассматривает учреждение образования как управляемую систему и позволяет организовать необходимые, задаваемые целеполаганием изменения в образовательном процессе для реализации здоровьесберегающей направленности через создание педагогических условий, включая оптимальное и адаптивное управление элементами системы на основе мониторинга получаемых результатов, что позволяет   оценивать   эффективность   достижения   поставленных целей.

Реализация программы «Школа - территория здоровья» может стать существенным вкладом в развитие здоровьесберегающих идей и практики их реализации в учреждениях образования нашего города.  А опыт нашего учреждения образования в направлении сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса может оказаться важным и быть интересным и востребованным для других школ.

 VI. Ожидаемые результаты

  1. Сформированность у учащихся определенных знаний, умений и действий (в соответствии с образом выпускника у учащихся школы на каждой ступени обучения).
  2. Отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья основных участников образовательного процесса.
  • Положительная динамика мониторинга уровня физической подготовленности учащихся.
  1. Положительная динамика охвата учащихся спортивно-оздоровительной досуговой деятельностью.
  2. Уменьшение доли учащихся с вредными привычками (от общего количества учащихся).
  3. Выпуск методических рекомендаций, брошюр с целью распространения опыта работы школы в направлении работы учреждения образования по сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса (не менее двух раз в год).
  • Использование школьного сайта в активном режиме.
  • Проведение на базе школы семинаров, акций, фестивалей с целью распространения и обмена опытом работы школы в данном направлении.
  1. Увеличение доли учащихся активно стремящихся к здоровому образу жизни.
  2. Разработка собственной системы отличия участников волонтерского и антинаркотического отрядов (отличительные значки, форма).
  3. Разработка системы поощрения учащихся активно стремящихся к здоровому образу жизни.

Образ выпускника школы

(в контексте формирования культуры здорового образа жизни)

в соответствии с конкретными  методиками

Модель выпускника первой ступени обучения

Модель выпускника второй ступени обучения

Модель выпускника третьей ступени обучения

Учащиеся должны знать:

- основы личной гигиены;

-принципы здорового образа жизни;

- о влиянии алкоголя, курения, наркомании на здоровье человека.

Учащиеся должны уметь и действовать:

-выполнять правила;

 -владеть основами личной гигиены;

-критически воспринимать рекламу, которая пропагандирует алкоголь, табак и другие вредные вещества;

-иметь уровень физической подготовленности в соответствии с возрастом

Учащиеся должны знать:

- основы строения и

функционирования организма человека;

- изменения в организме человека в пубертатный период;

-знание влияния алкоголя, курения, наркомании на здоровье человека;

-телесно-мануальные навыки, связанные с укреплением силы,

выносливости, ловкости;

-о гигиене умственного труда;

-об административной и уголовной ответственности за потребление и распространение психоактивных средств

Учащиеся должны уметь и действовать:

-умение оценивать свое физическое и психическое состояние;

-критически воспринимать рекламу, которая пропагандирует алкоголь, табак и другие вредные вещества;

-уметь поддерживать  физическую форму;

-иметь уровень физической подготовленности в соответствии с возрастом.

Учащиеся должны знать:

-что представляет собой здоровье, его основные аспекты и компоненты, факторы риска;

-способы бесконфликтного отстаивания собственной позиции, необходимые личностные ресурсы;

-об административной и уголовной ответственности за потребление и распространение психоактивных средств и убеждение в пагубности для здоровья и дальнейшей жизни вредных привычек;

- знание различных оздоровительных систем;

-о гигиене умственного труда;

-о референтных группах, о социальных влияниях, оказываемых на человека различными агентами влияния;

-способы бесконфликтного отстаивания собственной позиции, необходимые личностные ресурсы.

Учащиеся должны уметь и действовать:

-поддерживать здоровый образ жизни, индивидуальный для каждого человека;

-способен  вырабатывать

индивидуальный образ жизни, ориентированный на здоровый образ жизни;

-отстаивать собственный выбор в вопросах поддержания здорового жизненного стиля;

-иметь уровень физической подготовленности в соответствии с возрастом.