Памятка по оформлению опыта

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Претендента на высшую квалификационную категорию. В своей профессиональной деятельности педагогический работник, претендующий на высшую квалификационную категорию, реализует следующие требования:

  1. Имеет высокий уровень научно-теоретической подготовки, который предполагает широкий кругозор в области теоретических основ и тенденций развития современной педагогики и психологии, методики обучения и воспитания, эффективного педагогического опыта.
  2. Владеет системой современных педагогических методов и технологий для повышения качества образования, решает педагогические задачи в разных условиях, использует современные подходы в практике обучения и воспитания.
  3. Владеет методами рефлексивного анализа собственной профессиональной деятельности.
  4. Создает нормы собственной профессиональной деятельности (проекты, программы, технологические модели, методики, инструкции и др.).
  5. Управляет процессом обучения и воспитания на основе современных предметных и гуманитарных технологий.
  6. Владеет технологиями ситуационного управления образовательным процессом.
  7. Проектирует методики изучения отдельных тем на основе анализа результатов обучения, анализа собственного или другого опыта профессиональной деятельности.
  8. Создает программы развития способностей обучающихся и условия для их личностного роста.
  9. Использует новейшие средства и эффективные формы организации образовательного процесса и управления образовательной деятельностью обучающихся.

Претендента на квалификационную категорию «учитель-методист. К претенденту на присвоение квалификационной категории «учитель - методист», кроме перечисленных выше, предъявляются дополнительные требования:

1.   Наличие авторской методики преподавания учебного предмета либо личного опыта, который обобщен и используется другими учителями учреждений общего среднего образования.

2.   Публикации в научно-методических и других изданиях об опыте применения современных образовательных, воспитательных и информационных технологий, использования эффективных форм, методов и средств обучения.

3.   Опыт руководства методическим формированием, сопровождения профессионального роста педагогов, проведения занятий с педагогами по актуальным проблемам образовательной практики, распространения эффективных технологий, методик, приемов, средств обучения.

Решение о допуске к аттестации на получение (подтверждение) квалификационной категории «учитель-методист» принимает аттестационная комиссия отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа.

В случае положительного решения высылается направление в академию.

  

ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДСТАВЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ВО ВРЕМЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

Представленные в квалификационную комиссию материалы по описанию опыта педагогической деятельности на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист» составляются самим претендентом. Материалы должны содержать описание системы или отдельных компонентов деятельности педагога в обобщенном виде, конкретные примеры деятельности, доказательства результативности опыта при решении педагогических задач.

Комиссией во время проведения квалификационного экзамена предлагается конкретная тема (раздел), по которой экзаменуемый проектирует фрагмент педагогической деятельности - модель урока, занятия. В данном фрагменте должны найти отражение основные положения педагогического опыта претендента на получение (подтверждение) квалификационной категории.

При устной защите опыта перед комиссией экзаменуемый оперирует разработанными во время экзамена материалами, ссылается на письменно представленное описание опыта и приложения к нему.

При оценке представленного письменного описания опыта педагогической деятельности и во время его защиты учитываются следующие показатели:

Согласованность целей, задач, прогнозируемого результата с заявленной проблемой:

обоснование актуальности проблемы собственной педагогической практики;

конкретность, диагностичность поставленной цели;

направленность задач на реализацию цели;

отражение степени достижения поставленной цели.

Сущность опыта:

степень обобщения и систематизации представленных материалов;

конкретизация опыта разработанными автором материалами;

описание алгоритма деятельности автора при реализации опыта;

обоснование (теоретическое и практическое) опыта, качество приложений.

Результативность, эффективность опыта:

выделение критериев и показателей оценки результативности опыта;

доказательность результатов;

определение условий, способствующих и ограничивающих применение образовательного продукта (опыта) и перспективы его развития.

Методический уровень описания опыта:

ценность опыта для других педагогических работников (доступность и логичность описания опыта);

подготовленность опыта для распространения в педагогической среде.

Защита опыта на основе разработанной на экзамене модели (фрагмента) занятия:

эффективность, качество разработанной модели (фрагмента) занятия;

проявленность опыта автора в разработанной модели (фрагменте) занятия.

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ПРЕДСТАВЛЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ОПЫТА НА КВАЛИФИКАЦИОННОМ ЭКЗАМЕНЕ

№п/п

Критерии

Показатели

Баллы

1

Согласованность целей, задач, прогнозируемого результата с заявленной проблемой

В представленном опыте нет четкого выделения  педагогической проблемы, либо целей и задач деятельности, либо результата

1

 

 

Прописанные в представленном опыте педагогическая проблема, цели, задачи, результат деятельности не согласуются между собой

2

 

 

Цель деятельности, представленной в опыте, определена на основании заявленной проблемы; задачи    направлены на реализацию цели; результат деятельности не отражает степень достижения цели

3

 

 

Цель деятельности, представленной в опыте, направлена на решение актуальной проблемы собственной педагогической практики, поставлена конкретно и диагностично; задачи направлены на реализацию цели; результат деятельности отражает  степень достижения цели

4

2

Сущность опыта

В опыте представлено описание отдельных приемов, методов, форм, средств обучения и воспита­ния, подходов к отбору содержания

1

В опыте представлен набор известных приемов (методы, формы, средства, технологии обучения и воспитания, подходы к отбору содержания), применяемых педагогом и направленных на достижение запланированных результатов

2

 

Создан авторский продукт (система методов, форм, средств, приемов, технологий обучения и воспитания, подходов к отбору содержания), обеспечивающих достижение запланированных результатов на основе авторской идеи. Описана деятельность автора по его применению

3

Создан авторский продукт (система методов, форм, средств, приемов, технологий обучения и воспитания, подходов к отбору содержания),  обеспечивающий достижение запланированных результатов. Опыт представлен технологично (четкий алгоритм действий)

4

3

Результативность, эффективность

Выделены отдельные показатели результативности. Результативность опыта не доказана

1

Выделены отдельные показатели  результативности. Представленные доказательства результативности деятельности не убедительны

2

Выделены отдельные показатели результативности. Доказана результативность, эффективность деятельности на конкретных примерах. Нечетко определены условия, способст­вующие и ограничивающие применение образовательного продукта и перспек­тивы развития опыта

3

Выделены в полном объеме конкретные, взаимосвязанные показатели результативности. Доказана результативность, эффективность деятельности на конкретных примерах. Определены условия, способствующие      и ограничивающие применение образовательного продукта и перспективы развития опыта

4

4

Методический уровень описания опыта

Нет методически обобщенного содержания опыта, но ценность представляет описание отдельных приемов (методов, форм, средств, тех­нологий обучения и воспитания,  подходов к отбору содержания)

1

Опыт представляет определенную  ценность для педагогических работников, но его описание требует значительной доработки (система­тизации материала)

2

Опыт описан в обобщенном виде, пригоден для распространения  в педагогической среде, но требует дополнительного редактирования

3

Опыт описан в обобщенном виде (четко выделяется транслируемое ядро), в форме, пригодной для распространения в педагогической сре­де. Автор приводит рекомендации по использованию опыта другими педагогами

4

5

Защита опыта на основе разработанной на экзамене модели(фрагмента) занятия

Разработанная модель (фрагмент) занятия не доказывает результативность, эффективность опыта

0

Включенные в модель (фрагмент) занятия материалы опыта не согласуются с логикой реализации содержания занятия

2

Модель (фрагмент) занятия убедительно доказывает владение автором содержанием представленного опыта в различных педагогических ситуациях. Модель (фрагмент) занятия не   представляет собой законченный целостный продукт

8

Модель (фрагмент) занятия убедительно доказывает свободное владение автором содержанием представленного опыта в различных педагогических ситуациях. Модель (фрагмент) занятия подтверждает результативность, эффективность опыта

16

 

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ОПИСАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

  1. Информационный блок

1.1 Название темы опыта

Использование средств, приемов, методов и т.п. в образователь­ной практике.

1.2 Актуальность опыта

Противоречия, затруднения, проблемы, встречающиеся в массо­вой образовательной практике.

1.3 Цели опыта

Развитие способностей, качеств, знаний, умений, навыков обу­чающихся определенными педагогическими средствами в конкрет­ной образовательной ситуации.

1.4 Задачи опыта

Отражение последовательности действий по достижению цели.

1.5 Длительность работы над опытом

Продолжительность работы, этапы.

  1. Описание технологии опыта

2.1  Ведущая идея опыта

Выделение наиболее главного, существенного в деятельности автора, акцент на выделенный конкретный аспект деятельности.

2.2  Описание сути опыта

2.2.1           Отражение в общем виде методических и педагогических аспектов опыта - что защищается и как применяется. Желательно представить научную основу опыта, но описывать только те положения, методы и приемы, которые используются в данной работе.

2.2.2           К какому компоненту педагогической системы относятся данные исследования (определение целей содержания; подходы к построению, отбору, структурированию содержания; организация познавательной деятельности обучающихся; определение эффективных методов обучения и воспитания, поиск средств обучения и воспитания, коррекционной работы, контроля и др.).

2.2.3           Отражение педагогического опыта в системе: какие компоненты его составляют, какие взаимосвязи между ними существуют.

2.2.4           Отражение последовательности действий при применении основных приемов, форм, средств в контексте общей логики опыта, алгоритм деятельности обучающихся, поэтапные действия учителя.

2.2.5           Конкретизация материала через примеры каждого компонента системы опыта, фрагменты занятий, уроков, пособий и др.

2.2.6           Основные этапы формирования данного опыта, их преемственность.

2.3  Результативность и эффективность опыта

2.3.1          Определение критериев для диагностирования успешности данного опыта, представление методики описания и подсчета результатов.

2.3.2          Достаточность, конкретность, измеряемость показателей, взаимосвязанность показателей результативности опыта.

2.3.3          Доказательность результативности посредством конкретных примеров со ссылкой на материалы приложения.

2.3.4. Определение условий, позитивно и негативно влияющих на эффективность и результативность данного опыта.

3. Заключение

3.1       Конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта.

3.2       Перспектива дальнейшего совершенствования данного опыта и своей профессиональной практики.

3.3        Рекомендации по использованию педагогического опыта в деятельности других педагогов, возможности его применения в массовой практике.

3.4        Собственные статьи, выступления с данным опытом в педагогических аудиториях.

Приложения

1.    Технологические карты, планы-конспекты уроков, занятий, мероприятий.

  1. Список публикаций автора по теме опыта.
  2. Примеры дидактических материалов, анкет, опросников и т.д.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Экзаменуемый предоставляет авторскую методику или опыт педагогической деятельности в объеме не более 12 страниц (без приложения). Количество страниц в приложении - до 10. Материалы предоставляются в бумажном варианте и на электронном носителе. Правила оформления материалов: шрифт – TimesNewRoman, размер 14 пт, междустрочный интервал - 1,5; параметры страниц: левое поле - 3, правое поле - 1, верхнее и нижнее поля - 2, отступ первой строки - 1,25; текст печатается без сокра­щений, кроме общепринятых аббревиатур; Ссылки на литературу оформ­ляются в квадратных скобках в конце предложения. Например: [7, с. 21].

Оформление литературы — согласно Инструкции по оформле­нию диссертации, автореферата и публикаций по теме диссертации, утвержденной постановлением Президиума Государственного выс­шего аттестационного комитета Республики Беларусь от 24 декабря 1997 г. № 178 (в редакции Постановления ВАК РБ 15.08.2007 № 4 http://vak.org.by/.

Страницы нумеруются внизу справа, первый лист не нумеруется. На первой строке по центру - инициалы и фамилия автора. На следующей строке - название опыта заглавными буквами жирным шрифтом. На строке после названия опыта - название организации и координаты для связи с автором. Основной текст начинается через одну пропущенную строку.

 

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ОПЫТА:

Иванов Иван Иванович

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ

ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ

 

Государственное учреждение образования

«Средняя общеобразовательная школа № 33 г. Н»

8 (029) 377-23-35; е-mail:ivanov@yandex.ru

 

Текст материала. Текст материала. Текст материала. [1, с. 86]. Текст материала.

Литература:

1. …

2. …

Приложение 1.

Приложение 2.