2 апреля отмечают День единения народов Беларуси и России

02.04.2020

 

Начало интеграции Республики Беларусь и Российской Федерации, как двух независимых суверенных государств, было положено 2 апреля 1996 года когда, основываясь на исторически сложившейся общности судеб белорусского и российского народов, опираясь на их волю к дальнейшему сближению, был подписан Договор о Сообществе Беларуси и России. Этот день вошел в нашу историю как День единения народов Беларуси и России. С этой знаменательной даты началась целенаправленная работа по строительству Союза Беларуси и России.

Ровно через год, 2 апреля 1997 года Республика Беларусь и Российская Федерация подписали Договор о Союзе Беларуси и России. Основной целью Союза, как зафиксировано в Договоре, является повышение уровня жизни народов, укрепление отношений братства, дружбы и всестороннего сотрудничества между Беларусью и Россией в политической, экономической, социальной и других областях, устойчивое социально-экономическое развитие государств-участников на основе объединения их материальных и интеллектуальных потенциалов, использования рыночных механизмов функционирования экономики.

Важным этапом на пути становления и развития союзных отношений Республики Беларусь и Российской Федерации явилось подписание 25 декабря 1998 года Декларации о дальнейшем единении Беларуси и России, Договора о равных правах граждан, Соглашения о создании равных условий субъектам хозяйствования и протокола к нему. В этих документах президенты двух стран твердо заявили о решимости продолжить поэтапное движение к добровольному объединению в союзное государство при сохранении национального суверенитета государств-участников Союза.

8 декабря 1999 года были подписаны Договор о создании Союзного государства и Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства. Эти документы открыли путь для выхода на качественно новый уровень единения двух братских стран и народов. Они определили конечную цель интеграции Беларуси и России – создание Союзного государства.

За прошедшие 19 лет движения по пути интеграции сделано немало по сохранению и развитию отношений дружбы, сотрудничества и добрососедства Республики Беларусь и Российской Федерации, белорусов и россиян, созданию основ Союзного государства.

Для большинства белорусов и россиян День единения символизирует нерушимость многовекового братства, стремление наших народов вместе строить свою жизнь и творить будущее. Интеграционные процессы между нашими государствами формируются на прочном фундаменте духовного единства, общности исторических и человеческих судеб, взаимной заинтересованности в дальнейшем совместном устойчивом развитии.

За последние годы Беларусь и Россия существенно продвинулись в формировании единого экономического пространства, обеспечении равенства прав граждан наших стран, решении других жизненно важных вопросов.

День единения народов Беларуси и России – замечательная возможность для проведения различных мероприятий в учреждениях образования, направленных на осознание учащимися сущности и необходимости Союзного государства.

В учреждениях образования в первую неделю апреля необходимо провести уроки, информационные и классные часы, спецвыпуски стенных газет, плакатов,  мультимедийных презентаций, посвященных данной теме; демонстрация художественных и документальных фильмов о Великой Отечественной войне и восстановлении разрушенного народного хозяйства, в которых рассказывается о дружбе братских славянских народов.

Педагогическим работникам следует выбирать с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся привлекательные названия мероприятий, формы и методы, которые создают условия для активного участия детей в различных видах деятельности. Особое внимание нужно обратить на содержание излагаемого материала, которое должно быть актуально, понятно и востребовано учащимися, иметь практическую направленность, ориентировано на их жизнедеятельность.

При организации мероприятий, посвященных Дню единения народов Беларуси и России, необходимо использовать потенциал всех учебных предметов. Особое внимание следует обратить на участие учащихся, увлеченных изучением истории, русского языка, русской и белорусской литератур, участников олимпиады школьников «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность».

Учащихся средних и старших классов следует познакомить с информационно-аналитическим порталом Союзного государства (www.soyuz.by), официальными сайтами Постоянного Комитета Союзного государства (postcomsg.com) и Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (www.belrus.ru).

На информационно-аналитическом портале Союзного государства (www.soyuz.by) размещен целых ряд интересных проектов: «Статистика и инфографика» (содержит информацию о жизни Союзного государства, а также об актуальных событиях в Беларуси и России, в частности: История Союзного государства. Викторина; Главные события в истории Союзного государства; Что делает Союзное государство: совместные программы России и Беларуси и др.); ЗАДАЙ ВОПРОС О СОЮЗНОМ ГОСУДАРСТВЕ; ЭТОТ ДЕНЬ В ИСТОРИИ; ВИДЕОНОВОСТИ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА и др.       Политика Союзного государства в сфере культуры направлена на сохранение общих исторических ценностей, развитие творческой активности и культурного сотрудничества народов Беларуси и России.

Активному включению большого количества участников в различных формах деятельности способствует проведение конкурсов и выставок. Кроме традиционных форм работы рекомендуется использовать виртуальные возможности школьного сайта. На данном ресурсе можно размещать фотографии конкурсных работ, организовать дистанционную работу жюри с привлечением участников из Российской Федерации.

Проявлению активной гражданской позиции способствуют включение учащихся в социальные проекты, посвященные Дню единения народов Беларуси и России, трудовые акции. Остаются актуальными благоустройство мест воинской славы, памятных знаков, помощь пожилым людям, инвалидам. Рекомендуется проведение деловых и ситуационных игр, дискуссий и дебатов, обсуждение вопросов взаимопомощи и сотрудничества народов и государств, культуры и традиций народов, патриотизма и интернационализма.

С учащимися младшего школьного возраста можно провести урок-путешествие в нашу страну-соседку с использованием былин, легенд, русских и белорусских сказок, формирующих смелость, умения защищать себя и своих друзей, приходить на помощь попавшим в беду. Эффективному формированию гражданственности младших школьников в ходе таких мероприятий способствует широкое применение средств искусства (музыка, живопись, художественная литература, драматическое искусство)

Для среднего школьного возраста можно использовать следующие формы гражданского воспитания: тематические выставки творческих работ учащихся, конкурсы чтецов, уроки на темы «Союзное государство», «День единения народов», игры-путешествия, инсценировки, трудовые акции, акции «Забота», «Ветеран – рядом», беседы, экскурсии, встречи с ветеранами. Актуальными будут тематические выставки литературы, диспуты на историко-патриотические темы, конкурсы рисунков и плакатов, сочинений, заочные путешествия, недели русской письменности и культуры,  викторины, устные журналы, просмотр кинофильмов, направленные на развитие патриотической и гражданской культуры учащихся, и другие мероприятия.

При проведении с обучающимися старших классов мероприятий, посвященных Дню единения народов Беларуси и России, необходимо уделить внимание обсуждению проблемы взаимопонимания между народами Беларуси и России, формированию умения жить вместе, воспитанию гражданской культуры межнационального общения у обучающихся. Предметом обсуждения с обучающимися могут стать вопросы взаимодействия двух стран в политической, экономической и военной сфере, научно-техническом развитии, образовании, культуре, сфере борьбы с наркотиками, терроризмом, разрешения проблем национальных и религиозных отношений.    Целесообразно организовать работу пресс-клубов, обеспечить реализацию социальных проектов, посвященных Дню единения народов Беларуси и России. Большое воспитательное значение имеет знакомство учащихся с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров стран-союзниц.

Главным условием эффективного воспитательного воздействия мероприятий, посвященных празднованию Дня единения народов Беларуси и России, является неформальный подход, личная заинтересованность и позиция педагога.

images