Психолого-педагогические условия сохранения психического здоровья учащихся

Интерес к вопросам здоровья в последние годы заметно возрос. Закономерно возросло и внимание к здоровью учащихся – школьников. Обусловлено это, прежде всего тем, что в период обучения закладываются основы не только интеллектуального развития личности, но и основы здоровья ребенка, будущего гражданина. Задача школы – полноценно подготовить учащихся к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы она сложилась счастливо. А без здоровья это недостижимо. Поэтому, обеспечивая охрану здоровья учащихся, формируя у них самих культуру здоровья, школа закладывает фундамент благополучия будущих поколений.

Психологическое здоровье является важнейшей составляющей высокого качества жизни, позволяющей людям считать свою жизнь полноценной и значимой и являться активными членами общества.

 Психологическое здоровье можно определить как динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих:

а) гармонию как между различными аспектами внутри человека, так и между человеком и обществом;

б) возможность полноценного функционирования и развития индивида в процессе жизнедеятельности.

Что же способствует нарушению психологического здоровья учащихся?

Можно выделить несколько факторов. В их число входят:

- учебные нагрузки (установлено, что максимальное число часов, посвящаемое умственным занятиям в день (в школе и дома), должно быть: для детей 7-8 лет - 4 час., для детей 9 лет – 4,5 час., 10-11 лет - 6 часов, 12-14 лет - 7 час., 15-18 лет - 7-8 ч);

- неспособность учащегося справиться с учебной программой (может быть вызвана различными причинами: повышенным уровнем сложности программ, не соответствующих уровню развития детей; недостаточным уровнем развития высших психических функций, педагогической запущенностью, недостаточной профессиональной компетентностью учителя);

- неадекватные ожидания со стороны родителей (прежде всего ожидания, касающиеся успеваемости). Чем больше родители ориентированы на достижение ребенком высоких учебных результатов, тем более выражена у ребенка  тревожность;

- неблагоприятные отношения с педагогами (стиль взаимодействия учителя с учениками, завышенные требования учителя, избирательное отношение к ребенку, нарушающему правила поведения на уроке);

- регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации;

- смена классного коллектива или неблагоприятные отношения в коллективе (благополучные отношения с одноклассниками являются важнейшим ресурсом мотивации посещения гимназии). Сохранить психическое и психологическое здоровье у ребенка можно только в том случае, если есть благоприятный психологический климат в коллективе.

 Следовательно, имеет смысл исследование показателей состояния психологического здоровья  учащихся и создание психолого-педагогических условий его сохранения.

 Основные варианты нарушений психологического здоровья детей и подростков проявляется в следующем. Дети, как и взрослые, реагируют на внутреннее неблагополучие либо активным способом – через агрессивное поведение, либо пассивным – через страхи, тревожность, депрессию. Так, если внешний мир видится им угрожающим, полным опасностей, то активные дети прибегают к защитной агрессии. Такие учащиеся склонны к дракам и словесной агрессии, но на самом деле, нападая на окружающих, они, прежде всего, защищаются от собственной тревоги. В отличие от активных агрессивных детей, пассивные имеют сильно выраженные страхи и тревожность. Именно тревожность лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства.

 Таким образом, стойкое повышение уровня тревоги является одним из показателей нарушения психологического здоровья ребенка.

 Тревожность – это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неполноценность, не уверен в правильности своего поведения.

 И необходимо иметь в виду, что интенсивность переживания тревоги не должна превышать «критической точки», после которой оно начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующие влияние. Именно интенсивное, дезорганизующее учебную деятельность переживание тревоги рассматривается как признак  дезадаптации.

 Несмотря на то, что учащихся с высоким уровнем тревожности выявляется  небольшое количество, все же характерная для этих детей повышенная напряженность, эмоциональный дискомфорт в гимназии могут стать причиной нарушения внимания, снижения работоспособности, повышения утомляемости учащихся, что не только препятствует их успешной учебной деятельности, но и нарушает их психическое здоровье.

 Таким образом, педагогам школы  рекомендуется обратить внимание на обозначенные проблемы, и, совместными усилиями создавать условия для снижения уровня  тревожности:

  • способствовать и поощрять самовыражение учащихся (смелое выражение своих мыслей, предложений, чувств и т. д.);
  • не создавать напряженную обстановку на уроке во время проверки знаний;
  • быть более добросердечными и лояльными по отношению к неправильным ответам учащихся;
  • предъявлять адекватные требования к учащимся, не завышать их, способствуя тем самым снижению уровня страха не соответствовать ожиданиям окружающих у учащихся;
  • стараться быть ближе к учащимся, быть не только учителями-носителями знаний, но и старшими товарищами, к которым можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

 Психическое здоровье, как и биологическое, не является постоянным и может изменяться под влиянием разных воздействий. И вследствие этого, является важным создание учителями и школой в целом психолого-педагогических условий для сохранения психологического здоровья учащихся школы:

создание оптимальных условий (стиль общения педагогов с учащимися, доступность излагаемого и предъявляемого материала, создание атмосферы заинтересованности, атмосферы психологического расслабления и комфортности); 

- учет личностных и индивидуальных психических свойств учащихся (тип темперамента, тип нервной системы, ведущий тип восприятия информации и пр.);

- допуск вариации уроков по видам деятельности: чередование игр и наблюдений, решение практических задач, паузы, свободный творческий труд;

- рациональное использование педагогом слов, наглядности и действий на уроке.

 Неправильное поведение педагога может создавать психотравмирующие ситуации, неблагоприятно сказывающиеся на психическом состоянии учащихся. Обучающийся чаще всего остро ощущает недоброжелательность педагога, а это провоцирует возникновение таких черт, как пренебрежение учебным предметом, грубость в ответах. В противовес этому доброжелательность учителя, вовремя сказанное слово одобрения, справедливая оценка успехов и уважительное отношение к учащимся формируют благоприятный психологический климат в классе, создают положительный эмоциональный фон, который способствует лучшему усвоению знаний учащимися.  

 В школе необходимо создать для учащегося такую атмосферу, чтобы он чувствовал себя успешным. Нельзя допускать хронического неуспеха и неудач, поскольку это навсегда может отбить интерес к учению. Что может сделать учитель? Например, намеренно спросить учащегося о том, что он хорошо знает и умеет, похвалить, если ребенок сам вызвался отвечать. Никогда нельзя допускать, чтобы ученик воспринимал неправильно выполненное задание как показатель собственной неполноценности.

 Огромное значение для профилактики психологических нарушений, а также для поддержания работоспособности учащихся на сравнительно высоком уровне имеют методы преподавания, эмоциональность, с которой учитель излагает учебный материал. Монотонная речь учителя способствует возникновению у учащихся  заторможенного состояния и усталости. Усталость проявляется в снижении работоспособности, ослаблении внимания, отвлечениях. Учебный материал необходимо преподносить учащимся с максимальной наглядностью, в процессе его изложения следует широко использовать показ – иллюстрации, проводить опыты, приводить конкретные примеры. Такие уроки не только более доходчивы, но и менее утомительны.

 Подводя итог, хочется отметить, что причин, влияющих на психологическое здоровье учащихся, множество, но одной из самых важных является то, как развиваются взаимоотношения ученика с учителем и со сверстниками.