Профориентация

Абитуриенту

Как помочь своему ребенку в выборе профессии (памятка для родителей)

Выбор профессии – задача не из лёгких даже для взрослых людей, обладающих определённой личностной зрелостью. Ещё более она сложна для старшеклассников, поэтому помощь родителей в её решении просто неоценима. Ведь именно родители лучше чувствуют и знают своего ребёнка, наблюдают его характер, привычки и интересы в течение многих лет, да и просто готовы прийти на помощь первыми. Недаром 60% старшеклассников, по результатам проведённого службой занятости анкетирования, хотели бы обсудить свои планы по выбору профессии именно с родителями.

В «Памятке для родителей» представлена информация по каждому из ключевых этапов профессионального выбора и рекомендации родителям, желающим оказать своему ребёнку посильную помощь в решении вопроса «Кем стать?»

1 этап

Принятие решения о выборе профессии

Важнейшая задача этого этапа – помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах своей личности.

На этом этапе подросток особенно нуждается в поддержке и одобрении со стороны родителей, это помогает ему обрести уверенность в себе.

Для принятия реалистичного решения о выборе профессии необходимо проанализировать следующие факторы:

Первый фактор – «Хочу»

Помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем бы хотел заниматься каждый день.

Второй фактор – «Могу»

Познакомить ребёнка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбранной профессии.

Третий фактор – «Надо»

Узнайте, будет ли востребована выбираемая профессия на рынке труда и где можно получить профессиональное образование по избранной специальности.

  1. Обозначьте несколько альтернативных вариантов профессионального выбора.
  2. Оцените вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта.
  3. Исследуйте шансы его успешности в каждом выборе и просчитать последствия каждого варианта.
  4. Продумайте вместе с ребёнком запасные варианты на случай затруднения в реализации основного плана.

2 этап

Выбор учебного заведения

Итак, после серьёзных раздумий и совместных обсуждений профессия выбрана. Следующий шаг – знакомство со структурой учебных заведений города, уровнем получаемого в них образования, вступительными экзаменами. В этом вам могут помочь информационные справочники для абитуриентов, встречи с представителями учебных заведений на профориентационных мини-ярмарках, проводимых Центрами занятости населения, Дни открытых дверей, ежегодно организуемые учебными заведениями.

Особого внимания заслуживает вопрос обучения в коммерческих учебных заведениях и обучение на коммерческой основе в государственных учебных заведениях.

Вузы, имеющие государственный статус, существенно много лет и реализуют возможность получения профессионального высшего образования в соответствии с государственным образовательными стандартами.

Абитуриентам негосударственного ВУЗа необходимо выяснить:

- кто является его учредителем;

- какое время ВУЗ существует на рынке образовательных услуг;

- имеет ли ВУЗ лицензию на право ведения образовательной деятельности, которая даёт гарантию, что у ВУЗа есть материально-техническая база и преподавание ведут квалифицированные преподаватели;

- имеет ли ВУЗ государственную аккредитацию, которая означает, что его работу проверяла государственная аттестационная комиссия. Комиссия определяет соответствие содержания, уровня и качества обучения требованиям государственного образовательного стандарта. Свидетельство о государственной аккредитации гарантирует, что, окончив учёбу, студент получит диплом государственного образца.

Негосударственный ВУЗ, имеющий лицензию на право ведения образовательной деятельности, выдаёт диплом государственного образца лишь после того, как учебное заведение сделает 2 выпуска студентов.

3 этап

Поступление в учебное заведение

Когда вся необходимая информация собрана, шансы оценены, окончательное решение принято, начинается один из самых ответственных моментов – экзаменационная пора. Чем родители могут быть полезны своему ребёнку в этот важный период?

Во-первых, абсолютной верой в его силы, возможности и способности. Вместо того, чтобы акцентировать внимание на сложностях и повышенной ответственности экзаменов, необходимо сосредоточиться на позитивных моментах подготовки: возможности систематизировать знания, сделать понятными неясные вопросы и т. п.

Во-вторых, в некоторых случаях полезно просто не мешать и не пытаться активно руководить процессом подготовки. Вовремя подготовленный ужин или совместная прогулка могут оказаться полезнее нравоучений. Поверьте, ваш ребёнок осознает значимость ситуации ничуть не меньше, чем вы, так как он ответственен за её исход.

В-третьих, если поступление в этом году не состоялось, не спешите обрушивать на голову ребёнка поток своих сожалений и обвинений. Нужно совместно разобраться, в чем причина неудачи, где в подготовке было «слабое звено». Возможно, следует скорректировать планы?

4 этап

Подготовка будущего профессионала

Итак, необходимый результат достигнут, и ребёнок стал студентом. Начало процесса обучения – это начало самого важного этапа – подготовки будущего профессионала, который должен быть готов выдержать острую конкуренцию за право получения хорошей работы.

Как родители могут помочь ребёнку, ставшему студентом? Необходимо понять, что, обучаясь в учебном заведении, молодой человек в то же время готовится к поиску работы. Как правильно это сделать?

- Оценить свои навыки, способности, сильные стороны.

- Поставить определённую и реальную цель, составить чёткое представление о том, какую работу и на каких условиях он хотел бы иметь.

- Соотнести свои возможности с требованиями на рынке труда по его специальности.

- Подготовить информацию о себе, составить резюме.

- Определить сферы деятельности и предприятия, где может быть подходящая работа.

- Подготовиться к собеседованию с работодателем.

- Осуществлять активный поиск работы.

- Пройти испытательный срок, заключить трудовой контракт, и начать работу в организации.

Помогите, если это возможно, при организации производственной практики. Её роль в ходе обучения бесценна.

К моменту окончания учебного заведения молодой человек должен сформировать чёткие цели поиска работы и представление о том, как они могут быть реализованы, какие дополнительные навыки он должен для этого получить, какие умения развить, какие профессионально важные качества приобрести.

В этом поиске родители – самые надёжные и верные помощники!

Памятка подготовлена при использовании материалов Управления по труду, занятости и социальной защите Столинского райисполкома

7 ошибок при выборе профессии.

В юности перед учащимися встаёт фундаментальная задача – выбор будущей профессии. Фактически, это первое и весьма серьёзное решение выпускников. Как же не потеряться в этом большом и пока неизведанном мире? Предлагаем рейтинг ошибок, наиболее часто допускаемых при выборе профессии.

Выбор за компанию.

Вариант заманчивый, но задумайтесь вот о чём. Во-первых, школьные друзья не всегда остаются таковыми во взрослой жизни. Во-вторых, вам придётся отдать 4-5 лет своей жизни на обучение специальности, которая нравится не вам, а вашему другу. Лучше задайте себе вопрос «Интересна ли мне данная профессия?». Если чувствуете дискомфорт в душе – откажитесь, это не ваше, если спокойствие – можете пробовать. И не бойтесь остаться одни в новой обстановке. В университете вы обязательно найдёте множество знакомых и друзей.

Выбор по совету родителей.

Безусловно, родители – авторитетные и любимые люди для каждого, их мнение нужно уметь слышать и принимать. Однако каждый человек – это отдельная личность со своими интересами и целями. Вы должны помнить, что в юности мы искренни и правдивы. Поговорите с собой. Вы ещё в том возрасте, когда помните, на каком языке говорит душа. А душа определённо знает, что именно для вас будет лучшим и выигрышным вариантом. Доверьтесь себе.

Недостаточная осведомлённость о профессиях.

Не ленитесь посетить с экскурсией университеты и, по возможности, ознакомиться со спецификой различных специальностей. Попробуйте мысленно представить себя на различных рабочих местах. И прислушайтесь к себе. Если у вас появилось чувство одушевления при знакомстве с какой-то профессией – это верный знак, что вы нашли своё.

Ориентация только на престиж профессии.

К примеру, в тренде IT-специалисты. Но это не означает, что всем необходимо поступать на специальности данного профиля. Нужно обращать внимание не на престижность, а на желание работать по той или иной специальности. В любой профессии есть престижные люди, получающие удовольствие от своего выбора и имеющие все блага и ценности. Если вы выберете профессию по душе, успех и престиж придут сами.

Неумение разобраться в своих мотивах, намерениях и возможностях.

Нам легко оценивать других людей, советовать им, как поступить в той или иной ситуации. Однако мы далеко не всегда можем дать дельный совет сами себе. Необходимо попробовать себя в различных направлениях жизнедеятельности, касающихся будущей профессии. Если же самому не удаётся разобраться – стоит обратиться за квалифицированной помощью к психологу.

Увлечение только внешней стороной профессии.

За лёгкостью, с которой актёр создаёт на сцене образ, стоит напряжённый труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах – чаще они перелопачивают массу информации и разговаривают с десятками людей, прежде чем подготовят 10-минутное сообщение. Постарайтесь узнать больше о будничной стороне, выбранной вами профессии.

Когда Вы ошибаетесь в 16 лет, это не страшно. Любящие люди обязательно подставят вам плечо. Страшно, когда Вы не двигаетесь, а стоите на месте. Ваши неудачи становятся опытом и фундаментом будущего успеха, нужно только уметь извлечь из них правильные уроки. Верьте в себя, и всё получится!

Использовался материал информационного каталога Бар ГУ «Мой университет».

 

Памятка для поступающих в высшие учебные заведения

Уважаемые абитуриенты! При поступлении в учебные заведения Республики Беларусь вам нужно хорошо знать о своих правах и обязанностях. Рекомендуем вам внимательно изучить предлагаемую памятку. Ознакомьте с ней ваших сверстников и родителей.
развернуть
  1. В государственные высшие учебные заведения Республики Беларусь (далее-ВУЗ) на конкурсной основе принимаются на базе общего среднего и среднего специального образования для получения бесплатного высшего образования, если оно получается впервые, граждане Республики Беларусь и лица белорусской национальности, являющиеся гражданами других иностранных государств, граждане Российской Федерации, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Таджикистан, а также иностранные граждане и лица без гражданства, которые постоянно проживают в Республике Беларусь.
  2. Количество мест для приема студентов в государственные ВУЗы на обучение за счет средств республиканского и местного бюджетов определяется контрольными цифрами приема по формам обучения, которые устанавливаются учредителями. Свыше доведенных контрольных цифр приема может осуществляться прием на обучение за плату физическими и юридическими лицами.
  3. На сверхзапланированные места по конкурсу могут зачисляться абитуриенты, которые:
  • не прошли по конкурсу на места, определенные контрольными цифрами приема в этот или другой ВУЗ (при условии соответствия вступительных экзаменов независимо от формы их проведения);
  • прошли доинститутскую подготовку по результатам совмещенных выпускных - вступительных экзаменов.
  1. Количество мест для приема студентов в частные ВУЗы определяется в соответствии с лицензией и квотой на подготовку специалистов по юридическим специальностям.
  2. Зачисление осуществляется по конкурсу среди абитуриентов, которые:
  • выдержали вступительные экзамены;
  • не прошли по конкурсу в государственные ВУЗы (при условии соответствия вступительных экзаменов независимо от формы их проведения);
  • прошли доинститутскую подготовку по результатам совмещенных выпускных - вступительных экзаменов.
  1. Второе и следующее высшее образование можно получить на условиях полной оплаты обучения.
  2. Сроки приёма устанавливаются ежегодно в соответствии с Правилами приёма в учреждения, обеспечивающие получение высшего образования в Республике Беларусь, которые утверждаются Постановлением Министерства образования Республики Беларусь.
  3. Лица, поступающие в ВУЗы, подают следующие документы:
  • заявление по установленной форме на имя ректора;
  • документ установленного образца о соответствующем образовании в оригинале;
  • сертификат централизованного тестирования (для тех, кто в нем участвовал);
  • медицинскую справку по форме 086У;
  • выписку из трудовой книжки (для тех, кто работает);
  • справку исполнительного комитета сельского совета, которая подтверждает постоянное проживание в сельских населенных пунктах;
  • справку службы занятости населения (для тех, кто состоит на ее учете);
  • 6 фотографий размером 3х4;
  • для лиц белорусской национальности, которые являются гражданами других иностранных государств и проживают на их территории, - копию свидетельства о рождении.
  • вместе с перечисленными представляются документы, которые подтверждают права абитуриентов на льготы;
  • абитуриенты, которые поступают не в год получения общего среднего или среднего специального образования, обязаны представить документы, которые подтверждают их работу или учебу за годы, которые предшествовали поступлению (диплом, выписка из трудовой книжки или справка службы занятости населения, др.);
  • паспорт или другое удостоверение личности, выданное органами Министерства внутренних дел Республики Беларусь, предъявляется абитуриентом лично.
  1. Вступительные экзамены могут проводиться в форме экзаменов, тестирования, собеседования. Количество (3 - 5) вступительных экзаменов и их перечень определяются ВУЗом с учетом профиля специальности и требований образовательного стандарта. Определяются и профильные экзамены, один из которых проводится первым и, как правило, в письменной форме. Обязательным для всех абитуриентов экзаменами является письменный экзамен по белорусскому или русскому языкам, как государственным языкам Республики Беларусь, который абитуриенты сдают по выбору. При поступлении на филологические специальности этот экзамен сдается по соответствующему языку. Форму проведения экзамена (пересказ, диктант) определяет ВУЗ. Для абитуриентов дневной формы обучения этот экзамен проводится по централизованным заданиям в определенные дни. Вступительные экзамены по иностранному языку (английскому, французскому, немецкому, испанскому) абитуриенты могут сдавать по выбору. При поступлении на филологические или лингвинистические специальности сдаются экзамены по соответствующему языку. Абитуриенты имеют право сдавать экзамены по выбору на белорусском или русском языке.
  2. Оценка знаний осуществляется по десятибалльной системе (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10). Абитуриенты, которые не явились на экзамены без уважительных причин или получили оценки 0, 1, 2, и лица, которые забрали документы, к остальным экзаменам и участию в конкурсе на зачисление не допускаются. Абитуриенты, которые не явились на экзамены по уважительным причинам, допускаются к ним по решению ответственного секретаря приемной комиссии.
  3. На специальности, по которым не проводится целевой набор, абитуриенты зачисляются по особому конкурсу на места, которые определяются пропорционально поданным заявлениям, среди выпускников:
  • городских учреждений, обеспечивающих получение общего среднего и среднего специального образования;
  • сельских учреждений, обеспечивающих получение общего среднего и профессионально-технического образования (которые на момент получения общего среднего образования постоянно проживают в сельских населенных пунктах не менее двух лет).
  1. Победители международных, республиканских (диплом 1, 2, 3 ступени) предметных олимпиад, проведенных в текущем году, и лица, награжденные знаком лауреата специальных фондов Президента Республики Беларусь зачисляются без вступительных экзаменов при поступлении на соответствующие специальности, которые определяются ВУЗ. Перечисленные лица, которые поступают на другие специальности, освобождаются от сдачи вступительных экзаменов по соответствующему предмету с выставлением оценки «10».
  2. Вне конкурса при получении на вступительных экзаменах оценок не ниже 3 баллов на все формы обучения зачисляются:
  • дети-сироты и дети, которые остались без опеки родителей;
  • воины-интернационалисты;
  • дети из семей военнослужащих или рабочих и служащих, которые занимали штатные должности в воинских частях, которые погибли (умерли) или стали инвалидами во время прохождения военной службы или работы в составе войск на территории государств, в которых велись боевые действия, а также дети из семей военнослужащих, которые погибли (умерли) в мирное время при прохождении военной службы;
  • дети из семей лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, которые погибли (умерли) или стали инвалидами при исполнении служебных обязанностей на территории государств, в которых велись боевые действия, а также погибли (умерли) в мирное время при исполнении служебных обязанностей;
  • дети из семей лиц начальствующего и рядового состава органов финансовых расследований Республики Беларусь, которые погибли (умерли) при исполнении служебных обязанностей;
  • инвалиды 1-й и 2-й групп, и дети-инвалиды, которым не противопоказано обучение и которые могут посещать занятия;
  • лица, которые имеют льготы в соответствии со статьей 18 закона Республики Беларусь «О социальной защите граждан, потерпевших от катастрофы на Чернобыльской АЭС». Абитуриенты этой категории, которые закончили учебные заведения на отлично ( с отличными оценками), зачисляются по результатам собеседования по предметам вступительных экзаменов;
  • белорусы зарубежья по рекомендациям белорусских общин или учебных заведений на специально выделенные органами государственного управления места в рамках контрольных цифр приема в ВУЗ, которые финансируются за счет средств бюджета.
  1. Преимущественным правом на зачисление на все формы обучения пользуются при одинаковой сумме баллов:
  • инвалиды 3-й группы;
  • лица, имеющие льготы в соответствии со статьями 19, 20, 23, 24, 25, Закона Республики Беларусь «О социальной защите граждан, потерпевших от катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
  • уволенные в запас военнослужащие, которые имеют льготы, установленные законодательством, и рекомендации воинских частей;
  • выпускники Национального государственного лицея имени Якуба Коласа при поступлении на соответствующие специальности;
  • победители областных предметных олимпиад, республиканских и областных турниров и конкурсов по предметам вступительных экзаменов, а также олимпиад, которые проведены среди абитуриентов и соответствуют профилю выбранной специальности;
  • лица, имеющие трудовой стаж не менее чем два года.
  1. На заочную и вечернюю формы обучения в первую очередь по конкурсу зачисляются абитуриенты, которые имеют среднее специальное или профессионально-техническое образование или работают не менее чем 6 месяцев и поступают на соответствующие или сходные специальности, которые определяются ВУЗом. В пределах 20% от контрольных цифр приема, а также на вакантные места, которые остались после зачисления вышеперечисленных лиц, по конкурсу зачисляются другие лица.
  2. Результаты централизованного тестирования, проведенного в текущем году, засчитываются в качестве результатов вступительных экзаменов в соответствии с предоставленными сертификатами при приеме на все специальности.
  3. На сокращенный срок обучения по решению ВУЗа может осуществляться прием абитуриентов, которые имеют среднее специальное образование.

 

свернуть

Как подготовиться к экзаменам?

Любой экзамен: будь то выпускной или вступительный – представляет собой стрессовую ситуацию для того, кто его сдает. Как правильно подготовиться к экзаменам? Какие упражнения помогут Вам волноваться меньше? Как правильно вести себя на экзамене? Может ли шоколад помочь Вам все лучше запомнить? Есть ли разница — повторять вслух или про себя? Какой метод наиболее эффективен для запоминания? И, самое главное, как самостоятельно помочь себе? Об этом мы спросили Людмилу Коровай, психолога Центра успешных отношений.
развернуть

— Существует немало способов для запоминания: с помощью ассоциаций, схем, планов… Какой из методов самый эффективный?

Все перечисленные методы хороши, и они действительно работают. Как правило, человек, в процессе обучения, используя разные методы запоминания, находит «свои», те, которые будут наиболее эффективны для него. Немалую роль в предпочтении тех или иных методов запоминания играет ведущая модальность человека и доминирующее полушарие мозга. Поэтому здесь нельзя однозначно сказать, какой метод наиболее эффективен. Для каждого он будет своим.

— Есть ли разница между тем, когда абитуриенты повторяют знания про себя и вслух?

Повторение материала «про себя» неэффективно. Кажется, что помнишь, знаешь, а начинаешь отвечать — и ответ получается скомканным, отрывочным. Лучше составить план, схему ответа, и обязательно на бумаге, а не в уме.

Перед устным экзаменом можно проверять свою готовность, рассказывая ответ вслух перед зеркалом. Тогда включается особый вид памяти — речедвигательная память, и на экзамене этот материал легко вспомнится.

— Как развивать свою эмоциональную устойчивость?

Для тренировки эмоциональной устойчивости очень полезным и эффективным будет упражнение «Полчаса, которые принадлежат только мне».

Суть данного упражнения в том, чтобы подарить себе хотя бы полчаса после занятий, для того, чтобы отключиться и передохнуть перед следующим этапом работы. Проведите эти полчаса по своему желанию: погуляйте по улице города, почитайте стихи или прозу, послушайте музыку, поиграйте с любимым животным, подойдите к окну и посмотрите на небо, деревья, на идущих по улице людей, попробуйте вообразить, о чем они думают, расслабьтесь и посидите с закрытыми глазами или, наоборот, заполните паузу активными движениями: потанцуйте под ритмичную музыку. Главное, чтобы  эти полчаса вы провели исключительно по собственному желанию и чтобы они принесли вам удовлетворение и радость.

Также развитию эмоциональной устойчивости способствуют методы саморегуляции, целенаправленно созданные человеком для управления самим собой.  Можно выделить четыре способа саморегуляции: релаксация (расслабление), концентрация, визуализация и самовнушение.

Основной способ саморегуляции — самовнушение. Оно должно быть позитивным, жизнеутверждающим, конструктивным (нельзя внушать себе негативное); должно быть обличено в простые, четкие и типичные фразы в утвердительной форме без частицы ‘не’ (я хочу, я могу и т. п.) и предполагает многократное повторение.

Но нужно помнить, что психологические методы саморегуляции достаточно индивидуальны, поэтому выпускникам и абитуриентам при подготовке и во время сдачи экзамена желательно найти свои собственные способы  саморегуляции. Если это сложно сделать самостоятельно, можно обратиться за помощью к специалистам-психологам и с их помощью освоить различные техники самопомощи и саморегуляции.

— Многие преподаватели считают, что нельзя долго учиться за день до экзамена. Согласны ли Вы с этим? 

Да. День до экзаменов лучше посвятить сохранению хорошего физического состояния и психологического самочувствия. Необходимо прекратить всяческую подготовку (разумно это сделать ещё раньше, за два-три дня, но это под силу не каждому, так как страх перед предстоящим испытанием обычно пересиливает), дабы избежать эффекта «каши в голове». Необходимо в этот день выбрать щадящий режим: побольше отдыхать, предпочесть активному отдыху спокойный, избегать сильных физических и умственных нагрузок. Лучше всего провести этот день в хорошей компании и неспешных прогулках. В ночь перед экзаменом очень важно выспаться. Многие совершают ошибку: всю ночь перед экзаменом проводят за книгами, эффект такого поступка обратный — вместо того, чтобы систематизировать знания и осуществить прекрасный ответ на экзамене, мозг переутомляется, появляется эффект «тяжёлой головы» и человеку зачастую начинает казаться, что он «ничего не помнит». Поэтому не стоит напрягаться, а лучше лечь пораньше и проснуться со свежей головой и хорошими мыслями.

Все необходимые приготовления для экзаменационного дня стоит провести не утром в день экзамена, а накануне: подготовить одежду, зарядить мобильный телефон, сложить необходимые документы, письменные принадлежности (в том числе и запасные) — это поможет не беспокоиться по мелочам.

— Некоторые люди в ночь перед экзаменом спят с учебником под головой — считается, что так все знания «переползут» в голову. Или кричат в форточку: «Халява, приди!» Как воздействуют такие приемы на человека?

Все эти так называемые «обряды», а точнее, приемы, не что иное, как способ конструктивной, положительной психологической настройки на экзамен и убеждение себя (то есть самовнушение) в том, что все будет хорошо. Поэтому учащемуся будет полезно вспомнить все, что ассоциируется с успешно сданными экзаменами, чтобы потом закрепить «хорошие приметы» в качестве своих собственных «ритуалов», которые станут сопровождать его на протяжении всех последующих испытаний.

— Как не волноваться в день экзамена?

Справиться с волнением в день экзамена практически невозможно, особенно, если этот экзамен первый в жизни или решает дальнейшую судьбу сдающего. Тем не менее, можно несколько снизить уровень стресса и обеспечить себе успех.

Не стоит в этот день принимать успокоительные препараты, так как они могут вызвать сонливость или расфокусировать внимание. Вместо этого лучше позавтракать. Завтрак должен быть достаточно плотным, но не обильным (обильная еда вызывает желание поспать).

— Считается, что шоколад помогает запоминать. Это правда?

Да. Шоколад активизирует мыслительные процессы. За завтраком можно съесть несколько кусочков шоколада.

Для того, чтобы справиться с физическим напряжением, нужно сделать зарядку или физическую разминку перед завтраком. Полезно также принять контрастный душ, завершая его обливанием холодной водой.

Идти на экзамен рекомендуется в привычной одежде, которая на подсознательном уровне обеспечит комфорт и чувство защищённости. В качестве «группы поддержки» можно позвать с собой самых близких людей, которые могут помочь отвлечься и снизить чувство тревожности. Не забудьте взять бутылку воды с собой на экзамен!

Также желательно хотя бы за несколько дней до экзамена освоить специальные дыхательные упражнения, которые позволят достаточно быстро снять излишнее нервно-мышечное напряжение и оптимизировать функциональное состояние.

Самый быстрый и наиболее эффективный способ преодоления ощущения стресса и паники – это закрыть глаза и сделать несколько медленных, глубоких вздохов. Такое дыхание успокоит нервную систему. Одновременно можно проговорить про себя «Я спокоен и расслаблен» или «Я знаю, что смогу это сделать, и сделаю это хорошо!»

Чтобы справиться с волнением, также можно выполнить упражнение «Продышка»: медленно сделайте вдох, считая до 7, потом задержите дыхание, досчитав также до 7, и выдохните,  вновь считая до 7.  Из-за того, что мы дышим медленно, сердце начинает биться медленнее, и количество адреналина в крови уменьшается.

— Как правильно вести себя на экзамене?

Во время экзамена желательно не думать ни о чем, кроме самого экзамена. Мысли о том, что случится, если Вы неудачно пройдёте испытание или мечты о том, как прекрасна будет жизнь после его успешной сдачи лучше оставить за порогом учебного заведения.

Необходимо сосредоточиться на предстоящем событии. Получив задание, не нужно стремиться мгновенно начинать писать ответ на вопрос. Как правило, время, которое предлагается для выполнения задания, рассчитано на то, что человек должен предварительно подумать. Лучше спокойно вспомнить всё, что Вы читали по данной теме и затем приступить к выполнению задания.

На устном экзамене необходимо сначала составить схему ответа.

Даже если есть полная уверенность в своём ответе, не стоит раньше всех сдавать работу или идти отвечать лучше еще раз всё обдумайте и перечитать написанное и только после этого сдавать работу или отвечать.

 

 

Полезные приемы и секреты, которые помогут подготовиться к экзаменам:

 
  • Используйте знания психологии о влиянии цвета на человека. В процессе подготовки к экзаменам желательно окружать себя предметами желтого и фиолетового цвета.  Желтый цвет способствует запоминанию, а фиолетовый стимулирует интеллектуальные способности и умственную активность.
  • Еще один прием, который можно использовать перед экзаменом: необходимо … оттаскать себя за волосы, расположенные на затылке (взяв волосы в ладошки, медленно и плавно потянуть их вверх). Или, по крайней мере, помассировать эту область головы. В результате стимулируется большое количество расположенных там активных точек. Такой простой прием помогает существенно повысить сообразительность.
  • Также используйте возможности ароматерапии. Натуральные эфирные запахи нормализуют психическое состояние человека, уравновешивают процессы, происходящие в организме. Активизации умственной деятельности, концентрации внимания, сосредоточенности способствуют ароматы лимона, лаванды, розмарина, герани, апельсина. Снять нервное напряжение и волнение помогает смесь эфирных масел для аромалампы, состоящая из четырех капель герани, трех капель лаванды, двух капель можжевельника и одной капли тимьяна. Также успокаивающими свойствами обладают: герань, жасмин и мелисса. Расслабиться помогают ароматы базилика, лаванды, мелиссы, апельсина, розы, сандала, кедра. Снять общий стресс от переутомления поможет следующая смесь: лаванда – 4 капли, апельсин – 3 капли, герань – 2 капли, розмарин – 1 капля.
  • Смехом тоже можно «ударить» по стрессу. Малазийские ученые установили, что смех не только продлевает жизнь, но и снимает стресс, улучшает аппетит и работоспособность, нормализует сон. На протяжении девяти дней 30 учащихся проходили курс смехотерапии перед экзаменами. Эти занятия включали в себя обучение особым дыхательным приемам, имитирующим смех человека. Во время тренинга добровольцы смеялись по несколько часов в день. В итоге сдали экзамены все без проблем. И совсем не нервничали. По словам учащихся, физически они ощущали себя гораздо лучше, чем обычно. Смех – это также отличное средство борьбы со страхом. Так что никогда не забывайте про чувство юмора — пусть оно не покидает Вас и во время экзамена.
  • Если Вы всё равно сильно переживаете — обращайтесь к психологу, он научит Вас приемам релаксации и саморегуляции, а также поможет разобраться, возможно, причина ваших тревог намного глубже, чем кажется изначально. Записаться на консультацию можно на нашем сайте. Просто отправьте нам заявку— и мы перезвоним.
свернуть

Как вести себя на экзамене, чтобы сдать его на "отлично" - советы психолога

1. Хорошо выспитесь Всегда распределяйте время дня так, чтобы у вас было время и на подготовку к экзамену, и на отдых. Не стоит загонять себя в ночь перед экзаменом.
развернуть
  1. Избегайте больших скоплений перед ответом

Перед экзаменом отойдите на несколько минут в тихое место. Это поможет сконцентрироваться. Не общайтесь с пессимистически настроенными людьми, которые имеют привычку драматизировать сложность экзамена.

  1. Мыслите позитивно

Стоит подумать о чем-то хорошем. Боритесь с мыслями, которые вызывают у вас страх.

"Можно съесть плитку шоколада или мороженого. Доказано, что шоколад с глюкозой повышает процессы мышления, а мороженое - это эндорфин, который создает эмоциональный баланс.

свернуть

Рекомендации ученикам (9-11 классы) выбор профессии

18.12.2019

• Выбор профессии — не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни.

• Постарайся не поддаваться на уговоры родителей стать непременно юристом или врачом. Ты можешь стать самым несчастливым юристом на свете.

развернуть

• Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Обязательно размышляй над тем, как осуществить свою мечту. Не останавливайся на мысли: "Я буду бизнесменом, у меня будет сотовый телефон и мерседес!".

• Не старайся поступать туда, куда хотят поступить твои друзья. Поверь, ты найдешь себе новых друзей, тем более что вы будете заниматься тем, что вам интересно.

• Разузнай больше о той профессии, какую хочется тебе выбрать. Если это возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придется работать впоследствии, поговори с людьми, которые уже занимаются этим делом.

• Отдавай себе отчет, что решение не может быть абсолютным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены.

• Попробуй протестироваться у психолога школы. Тесты могут помочь выбрать правильное направление.

• Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознавать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую наметил, но не осилил.

• Не поддавайся чувству страха — это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.

• Иногда полезно начинать свою карьеру с практики, а не с теории. Например, многие удачливые врачи начинали работать медсестрами или медбратьями.

• Постарайся обратить особое внимание на те предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение.

• Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайся узнать все: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения. Это поможет сложиться представлению о том, что делать дальше.

• Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях — это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.

свернуть