Особенности индивидуального подхода при обучении учеников с нарушениями поведения и эмоциональными проблемами

Особенности индивидуального подхода при обучении учеников с нарушениями поведения и эмоциональными проблемами

Особое значение индивидуальный подход приобретает при обучении детей, имеющих нарушения эмоциональной сферы, поведенческие проблемы. Такие дети явно отличаются от обычных школьников, поэтому зачастую становятся изгоями в классе. Взрослые, а за ними и сверстники, наклеивают на них всевозможные ярлыки: «больной», «тупой», «бешеный», «ненормальный». В итоге ребенок сам начинает верить в это, ярлыки становятся частью его личности. Последствия могут быть самыми печальными: плохая компания, пагубные привычки, нарушения закона. При этом многие из так называемых «трудных» детей очень одаренные люди, которые могут стать выдающимися яркими личностями.

В истории есть много примеров, когда из детей, имеющих трудности в обучении и поведенческие проблемы, вырастали гениальные, одаренные, неординарные личности, такие как А. Эйнштейн, Т. Эдисон, Л. Бетховен, Г. Андерсен и др. Школа ответственна за то, какой дорогой пойдут ученики с нарушениями эмоциональной и социальной сферы, имеющие трудности в обучении. Задача учителей, родителей, психологов — помочь таким детям, выявить их положительные черты и помочь компенсировать трудности, которые у них имеются.

Как выделить такого ребенка из большой группы детей, как понять, что у него есть сложности, а затем определить, какие это сложности? Некоторых из них нельзя не заметить, их поведение очень отличается от поведения обычных школьников. Других же гораздо более сложно понять. Большую часть времени они ведут себя вполне обычно, могут быть тихонями, но иногда по маленьким вспышкам, незначительным эпизодам вы все равно будете замечать: что-то скрывается за внешне спокойной оболочкой.

Задача раздела — определить признаки поведения детей с эмоциональными проблемами и рассмотреть некоторые способы работы с такими учащимися. Следует иметь в виду, что способы работы с такими учащимися в условиях гуманизации обучения отражены и в разделе об управлении классом.

Разделение учащихся по группам, принятое в этом разделе, сделано не для того, чтобы отнести ученика к какой-то группе, навесить на него ярлык или поставить диагноз (открыто или мысленно). Учитель не судья и не врач, и если он будет вставать на их позиции, он не сможет помочь и поддержать ученика. У врача другие средства и методы помощи. Скорее задача учителя состоит в том, чтобы лучше понять, на что похоже поведение ученика, какими индивидуальными чертами он обладает, что в нем хорошего, на что можно опереться, как ему помочь, поддержать и обучать.

Начнем с группы агрессивных учащихся (Манн Ф. и др. С. 272). Поведение, которое называют агрессивным, может быть демонстративным или пассивным. Демонстративное агрессивное поведение, конечно, представляет особенные сложности для учителя, потому что такие ученики мешают вести урок, отвлекают одноклассников. Агрессивные учащиеся с демонстративным поведением — это большая проблема как для учителя, так и для детей. Пассивно агрессивные учащиеся могут выполнять школьные задания, участвовать в мероприятиях, не показывая гнев, но жестокость и протест все же присутствуют в их поведении.

Признаки агрессивного ученика (по Ф. Манну, П. Сьютеру, Р. М. Клангу) следующие:

— мешает другим детям, раздражая их, чересчур активен;

— оказывает неуважение к учителям и наставникам;

— бывает очень навязчивым;

— обнаруживает негативизм, не делает то, что требуют;

— жестокий, шумный;

— разрушает, ломает свои и чужие вещи;

— не завершает задания;

— не подчиняется указаниям руководителя;

— дерется с другими без повода;

— горячий, легко заводится;

— ругается сверх меры;

— испытывает терпение других и др.

Поведение агрессивных детей иногда деструктивно. Они даже могут нанести вред, причинить боль себе и другим (физическую, эмоциональную). Агрессивные школьники мешают окружающим, издавая странные звуки, ломая вещи, перебивая учителя и т. п. Именно таких детей вы можете увидеть стоящими в коридоре во время урока. На них поступают жалобы от окружающих. Кажется, что такие дети находятся в постоянном состоянии конфликта. Одной из причин такого поведения может быть жестокое обращение с детьми в семье, отвержение или безразличие родителей, у них отсутствуют отношения любви и доверия с родителями.

У некоторых агрессивных детей существует непреодолимое желание привлечь к себе внимание, им необходим «контакт глаз». Часто учителя просто не успевают уделить им достаточно внимания и замечают, что ученик делает все, чтобы привлечь его внимание. У пассивноагрессивных учащихся, хотя внешне они безразличны, в душе все время внутренний конфликт между любовью и ненавистью к родителю или учителю. Их агрессивное поведение выражается в словесных издевательствах над беззащитными учениками или в желании учиться еще хуже, чем могли бы, чтобы уязвить себя и родителей. Агрессивное поведение может быть вызвано различными причинами, в том числе мозговой дисфункцией и неудовлетворенностью основных потребностей ребенка или подростка (Манн Ф. и др. С. 273).

Поведение агрессивных детей как бы направлено на то, чтобы вызвать у учителя ответную агрессию, удар, чтобы отомстить. Но насильственные ответные действия взрослого только подкрепляют их нежелательное поведение. Такие дети вызывают у учителей и родителей страх и чувство вины. Это нормальные, естественные чувства, но важно, чтобы ученик не воспринял их. Что делать, если дети агрессивны?

В целом эти дети не реагируют на урезонивание, физическое наказание, привилегии, социальные подкрепления. Лучше всего, если возможно, предупредить эпизод, удалить ученика из ситуации на некоторое время, одновременно направив его энергию на другую деятельность. Важен период остывания. Это означает дать им возможность побыть наедине с собой, подумать о ситуации, оценить ее результаты. После эпизода — поместить в отдельное помещение (например, в пустой класс) для тайм-аута — передышки и осмысления. Важно сделать это спокойно, так, чтобы это не стало поводом для новой агрессии.

Особенно важны структурирование, границы и правила относительно их поведения. Таким детям нужно знать допустимые рамки и последствия своего поведения. Учителю лучше давать конкретные указания. Указания «Прекрати играть», «Делай работу» и «Не болтай» не являются конкретными.

У агрессивных детей появляется раздражительность и агрессия при преодолении трудностей в работе. Лучше давать им больше времени на переключение с одной деятельности на другую. Также лучше помогать агрессивным детям избегать фрустрации — давать задания, в которых они могут иметь успех, использовать стимулирующие, физически активные виды деятельности, снимающие напряжение.

Бег, контактные виды спорта, искусство, поделки, плотницкая работа, садоводство, занятия сельским хозяйством очень полезны для агрессивных учеников. В тяжелых случаях возможен перевод на более короткий учебный день. В случаях вербальной агрессии можно использовать отделение от группы. Затем обсудить наедине действия, использовать вознаграждение за отсутствие нежелательного поведения.

Основная трудность для учителя при общении с агрессивными детьми состоит в том, чтобы остаться на позиции помогающего поведения. Если учитель встанет в позицию — отвечать ударом на удар, он не сможет помочь агрессивному ученику. Необходимо понять, что агрессивное поведение — это неадекватный способ взаимодействия ребенка с окружающими. Ребенок просто не умеет действовать по-другому.

Чувствительно-замкнутые учащиеся представляют собой категорию детей с тревожным или даже депрессивным поведением. Они обычно робки и предпочитают оставаться в тени. Приведем примеры поведения таких учащихся.

Чувствительно-замкнутый ребенок демонстрирует следующее:

— испытывает чувство тревоги, беспокойства;

— легко расстраивается, плачет;

— любит быть один, отгораживается от остальных, не участвует в играх;

— испытывает фрустрацию в повседневных ситуациях;

— слишком сильно реагирует на неодобрительные замечания других;

— тревожится, боится без причины;

— легко смущается, стесняется при необходимости общаться;

— имеет низкую самооценку.

В отличие от агрессивных детей, чувствительные учащиеся, напротив, избегают конфликтных ситуаций. Учителя воспринимают их как несчастливых, неспособных развиваться из-за неумения устанавливать социальные контакты. Их поведение не считается плохим, учителя обычно не жалуются на них. Некоторые ученики часто притворяются, что заняты делом, например, держат книгу в руках, хотя на самом деле ничего не делают. Работать с такими учениками бывает более сложно, чем с детьми, ведущими себя демонстративно. Последние борются за выживание, а тихие, замкнутые в некоторых случаях уже оставили надежду. Поэтому, чтобы помочь им, нужны совместные усилия школы, родителей, всех окружающих. Что делать, если дети чрезмерно чувствительны?

Медленно и осторожно создавать такие условия, когда за их действие следует похвала или разъяснение ошибок. Например, их можно вовлекать в работу маленьких групп (из двух-трех учеников).

Такие дети довольно долго «излечиваются» от полученных негативных взаимодействий, долго переживают и похвалу, и замечания.

От них следует ожидать быстрых изменений. Эти ученики лучше чувствуют себя в знакомых ситуациях, воспринимаемых ими как безопасные. Им лучше давать короткие задания, в которые включена возможность свободного времени и личного общения.

В ситуациях учения они не любят, когда их выделяют, выставляют на всеобщее обозрение, ругают или критикуют при всех. Они не реагируют, когда их насильно заставляют в чем-то участвовать. Если они стесняются и плохо отвечают у доски, дайте им сначала возможность достигнуть успеха в письменных заданиях и в ответах с места. Лучше вызывать к доске с их согласия. Посадите его таким образом, чтобы у него было меньше возможностей для изоляции.

Для них не подходит тактика принуждения — такие дети негативно реагируют на нее, и они не достигнут цели, которую вы перед ними ставите. Лучше дать им возможность работать в их индивидуальном темпе.

Рекомендуется увеличить степень их участия в общении, в зависимости от этого использовать систему поощрений — подкреплений того поведения, которое вы хотели бы у них видеть. Необходимо поощрять их участие даже в простых занятиях (особенно если они сами проявили желание), давать им возможность выразить себя в музыке, искусстве.

Чувствительно-замкнутые учащиеся часто неохотно говорят с людьми, поэтому возможен альтернативный метод — использовать в качестве посредников игрушки или телефон. Если дети чрезмерно мечтают, отвлекаются — важен контакт глаз, прикосновение, чтобы привлечь их внимание, а также вознаграждение за вовремя выполненную работу.

Часто учителя считают, что если ребенок замкнут, стесняется отвечать у доски, то надо чаще вызывать его и спрашивать «как всех». Действительно, могут использоваться методы, чтобы дети воспринимали пребывание у доски как обычное дело, но это должно быть очень длительным и осторожным процессом в доброжелательной атмосфере. При быстрой насильственной переделке ученик может вообще отказаться ходить в школу.

Следующая группа учащихся — это психотично-невротичные дети. Таким детям часто нужна более серьезная помощь, чем та, которая предоставляется в школе учителями и школьными психологами. Часто у них имеется сильная тревожность.

Психотично-невротичные дети демонстрируют следующее поведение:

— проявляют неадекватные реакции — смех или слезы в неподходящее время;

— говорят странные, не связанные с реальностью вещи;

— часто говорят неправду, чрезвычайно преувеличивают;

— любят причинять боль себе и другим;

— таким детям кажется, что люди хотят обидеть их физически, ударить;

— у таких детей наблюдаются долгие периоды молчания, почти полный уход в себя, чередующийся с чрезвычайной активностью, болтливостью;

— наблюдается странное поведение (например, ребенок постоянно моет руки);

— часто испытывают страхи (например, беспричинный страх животных, высоты, воды, открытого пространства).

Проблемы этих детей серьезны еще и потому, что влияют на эмоциональную жизнь других учеников. Таким детям трудно эффективно участвовать в школьных мероприятиях. Многие из них испытывают неконтролируемый страх, который опустошает их. Поэтому в работе с ними необходим специальный подход и поддержка, которая уменьшит их трудности. Чаще всего в работе с психотично-невротичными учениками необходимо сотрудничество с медиками.

Так что делать, когда дети психотичны или невротичны? Вот некоторые общие рекомендации, данные Ф. Манном и др.

Часто трудно обеспечить помощь таким детям в школьных условиях. В основе поведения детей лежат глубокие внутренние причины, поэтому нужно профессиональное участие психологов, психиатров и, может быть, долгосрочное лечение. Некоторые дети могут учиться в обычном классе, имея более короткий учебный день.

Необходимо поощрять успешно сделанную в классе или дома работу.

Лучше осознавать свои профессиональные ограничения и не пытаться брать на себя обязанности психологов и психиатров. Дети должны получить их помощь.

Для детей, имеющих страх перед школой (дети боятся школы и поэтому не хотят идти туда), можно предложить следующее:

— сначала можно позволить родителям посещать школу с ребенком, при сокращенном учебном графике;

— разрешить приводить в школу ребенка разным людям (отцу, бабушке, учителю);

— позволить ребенку звонить домой в течение школьного дня;

— разрешить ребенку приносить в школу предметы, к которым он привязан;

— не выделять ученика и не говорить в присутствии других людей и детей о его страхах, чтобы не смутить ребенка;

— использовать систему подкреплений желаемого поведения (можно с участием другого школьного персонала) — поощряйте ребенка за то, что он регулярно приходит в школу;

— посадить ребенка близко к учителю;

— дать ему интересные, стимулирующие задания, в которых он мог бы получить одобрение от одноклассников;

— дать ему знать, что вам его не хватало, когда он отсутствовал.

Для учащихся с неопределенными страхами можно использовать

следующее:

— постепенно, последовательно поощрять общение ребенка с животными (например, с хомячком): сначала пусть ребенок просто находится с животным в одной комнате, затем — стоит рядом с ним или гладит, когда учитель держит животное, наконец — сам держит, гладит его;

— обсудить причины страхов ребенка;

— не настаивать на участии ребенка в классных мероприятиях;

— не напоминать ребенку о его страхах.

Для депрессивных учащихся можно рекомендовать следующее:

— установить теплые отношения с учеником;

— внушать ученику успех и уверенность в себе с помощью похвалы его удачных усилий;

— стараться больше занять его, вовлечь, чтобы у него было меньше времени для депрессии;

Таким ученикам может быть необходимо медикаментозное лечение.

Если у детей наблюдается жестокое поведение:

— ученика лучше немедленно отделить от группы или другого школьника;

— ученикам, которые демонстрируют жестокое поведение, причиняют себе боль, высказывают мысли о самоубийстве, требуется немедленная помощь специалистов — психологов и психиатров, которые проведут диагностику и лечение.

Незрелые — зависимые ученики обычно ведут себя не в соответствии с реальным возрастом. Они требуют много терпения, им необходимо освоить определенное задание в разных ситуациях, чтобы социально приемлемое поведение закрепилось.

Незрелый зависимый ученик отличается следующим:

— нуждается в постоянном руководстве, поддержке, предпочитает полагаться на других;

— предпочитает играть и общаться с младшими учениками и может стать апатичным, неактивным в неподходящее время;

— имеет трудности в принятии решений;

— не участвует в мероприятиях, требующих некоторой концентрации внимания;

— пассивен, легко поддается влиянию других;

— требует чрезмерного внимания;

— постоянно жалуется на физическую боль (голова, живот).

Часто учителя теряют терпение, так как эти дети требуют слишком

много внимания и времени, во всем зависят от других. Некоторые дети легко и часто плачут, тянут палец в рот, жалуются, ябедничают, демонстрируя тем самым инфантильное, незрелое поведение. Они имеют проблемы при выполнении индивидуальных заданий. Чаще всего причиной этой проблемы являются детско-родительские отношения — чрезмерная зависимость от родителей, которые слишком опекают ребенка, полностью подчинили их своей воле, не развивают самостоятельность у детей. Эта зависимость переносится в школу.

Что делать, если ученик зависим? В этих случаях необходимо:

— при возможности у них первых спрашивать мнение о том, что нужно делать или как решить проблему;

— научить их доверять себе, полагаться на свои суждения, внушать возможность успеха;

— вызывать таких учеников к доске, когда вы уверены, что ученик готов правильно ответить;

— организовать структурированную окружающую среду, которая изначально предусматривала бы возможность контроля, наблюдения.

При развитии самостоятельности в принятии решений лучше начинать с простых небольших заданий, которые требовали бы принятия решения (например, выбор из двух возможных вариантов), затем переходить к более сложным заданиям.

Можно осторожно использовать подкрепления, награды за выполнение индивидуальных заданий как часть общей программы подкреплений.

Выделить время или спонтанно поощрять личные беседы. Важно выразить понимание чувств ребенка: «Ты чувствуешь...»

Полезны мероприятия с творческим выражением чувств (драма, искусство, музыка, ремесла).

Полезна работа в маленьких группах над тщательно спланированным проектом, под присмотром взрослого.

Можно вовлекать детей в ответственные задания — в работу по классу (вытереть доску, принести журнал, заботиться о животных, отнести что-либо), поощрять участие в секциях, кружках по интересам.

Полезно обсуждать проблему с родителями и договориться с ними о возможности предоставить детям больше свободы в выполнении индивидуальных заданий, разрешить им прогулки с друзьями, в гости.